Отпуск невезения. Как сотни украинских туристов застряли в аэропортах
В разгар летних отпусков сотни украинских туристов застряли за границей. Пока туроператоры выясняли отношения с авиакомпанией, пассажиры вынуждены были сутками ожидать своих рейсов в аэропортах, ночевать на чемоданах и даже воровать еду из ресторана.
В конце прошлой недели стало известно, что 300 харьковчан вторые сутки не могут вылететь из Туниса. Часть туристов, которые должны были отправиться домой 28 июня в 07:35, привезли в отель в городе Сус, остальные оставались в аэропорту Монастир без какой-либо информации о запланированном вылете. В консульстве Украины в Тунисе заверили, что рейс задержали из-за отсутствия топлива для заправки самолета и пообещали, что туроператор решит проблему в течение нескольких часов. Тогда харьковчане и не подозревали, что дорога домой будет долгой и изнурительной.
Еще в конце декабря мы купили путевку в Тунис по раннему бронированию, – рассказывает «ХН» Валерия Захаренкова. – Из Харькова мы прилетели 14 июня с задержкой в шесть часов – но для чартера это вроде стандартная ситуация, мы сильно по этому поводу не переживали. С 27 июня здесь начались задержки вылета – полдня, сутки. Мы должны были вылететь в Харьков 28 июня в 7:35. Накануне нашего вылета, 27 июня, к нам приехала отельный гид и сказала, что рейс задерживается, на какое время – неизвестно, но мы точно улетим в назначенный день.
В день вылета харьковчане выселились из отеля, но трансфер в аэропорт им никто не организовал. Около семи часов туристы вынуждены были провести на ресепшне гостиницы, тщетно пытаясь связаться с представителями туроператора. Около 20:00 отдыхающих все же повезли в аэропорт, но за несколько минут до пункта назначения турагент сообщил им, что в Украину отправятся лишь 20 человек, остальные «полетят скоро».
Нас оставили в автобусе, догрузили людей, которые сидели в аэропорту и ждали своего вылета, около полуночи привезли в отель, – вспоминает Валерия. – Представитель туроператора тут же сбежал, в отеле о нашем приезде никто не знал и селить нас никто не собирался. После скандалов, угроз, вызова консула, полиции вышел хозяин гостиницы и разрешил поселить нас до утра. На следующий день, 29 июня, как порядочные люди мы выселились и снова сели на ресепшне. Вечером нас заселили обратно в отель, сказали, что еще ночь нужно поспать, а вылет будет завтра.
Впрочем, 30 июня самолет в Харьков снова не взлетел. 50 харьковчан, среди которых были маленькие дети и беременные девушки, оказались заложниками ситуации. К туристам приехал представитель консульства Украины в Тунисе и пообещал, что скоро они будут дома. Это все, что сделал дипломат.
В отеле нас не кормили, мы маленьких детей загоняли с толпой туристов в ресторан, чтобы они хотя бы набрали хлеба, багетов, чтобы хоть что-то можно было покушать, просто воровали еду откровенно, – с волнением в голосе рассказывает Захаренкова. – После ужина нас снова заселили в отель и привезли в эту же ночь два автобуса туристов с острова Джерба – это люди, у которых отпуск еще не закончился. Они должны были быть в Тунисе до 10 июля.
Украинские Минифраструктуры, МИД и Минэкономики пообещали, что 2 июля из Туниса в Украину вылетят пять гуманитарных рейсов, чтобы доставить домой 850 украинцев. Три рейса были запланированы в Киев, два во Львов – доставлять туристов в Харьков никто не собирался. Однако в запланированный день из Туниса в Украину вылетел лишь один гуманитарный борт, на который посадили туристов, которым преждевременно прервали отпуск. Харьковчане же продолжали оставаться в отеле.
Мы должны были вылететь 1 июля в 19:35, потом в 21:30, затем рейс перенесли на 1:30, сейчас перенесли на 8:45 завтра, 3 июля, – вспоминает Валерия. – Уверенности в том, что это финальный перенос, у нас нет. Рейс летит в Киев, в Харьков никакие рейсы не полетят.
К счастью, следующий день оказался для харьковчан более фартовым: 3 июля, после пяти дней злоключений, «тунисские беженцы» наконец вернулись в Украину.
SOS в Грузии и Албании
Валерия Захаренкова, как и многие другие туристы, покупала путевку в Тунис через турагентство у туроператора Oasis Travel, которого в Тунисе представляла компания Insight Holidays. По словам харьковчанки, «компания давно на рынке, плохих отзывов на момент бронирования не было», поэтому никаких подозрений при покупке тура у нее не возникло. Другие отдыхающие заказывали путевки у туроператора Join UP. Чартерные рейсы обоих туроператоров выполняла авиакомпания Bravo Airways. После того, как информацию о «тунисских пленниках» подхватили СМИ, авиакомпания и туроператор начали последовательно обвинять друг друга.
С июня 2018 года авиакомпанией Bravo Airways систематически нарушались условия договора по осуществлению чартерных рейсов в Тунис, задержки по вылетам составляли более 13 часов. Тем не менее, компания Oasis Travel Ukraine, со своей стороны, продолжала и продолжает выполнять свои обязательства как перед авиакомпанией Bravo Airways, так и перед туристами, которым за счет компании Oasis Travel Ukraine продлевалось проживание в отелях Туниса, предоставлялись скидки и бесплатные экскурсии, – заверили в Oasis Travel.
Туроператор заявил, что 14 июня после аварийной посадки борта «Анталия – Киев» в аэропорту «Жуляны», когда у самолета сломались шасси, авиакомпания Bravo Airways лишилась одного воздушно судна, а 21 июня рейс по маршруту «Киев – Монастир» совершил аварийную посадку во Львове. Задержка вылета привела к смещению харьковских рейсов на сутки и переноса ряда других с 22 по 24 июня.
Сложившаяся ситуация с транспортными средствами привела к тому, что авиакомпания Bravo Airways имеет задолженность перед аэропортами Туниса и не имеет средств для оплаты посадки, обслуживания и взлета рейсов в аэропортах Тунисской республики и, вероятно, поэтому отказалась их выполнять 27 июня 2018-го, – рассказали в Oasis Travel.
В Bravо Airways, напротив, настаивают, что украинцы в Тунисе стали заложниками недобросовестных действий туроператора, у которого накопился большой долг перед авиакомпанией.
Систематическое невыполнение туроператором Oasis своих финансовых обязательств в течение последних двух лет и наращивание финансовой задолженности перед авиакомпанией, которая на 27 июня достигла 25 млн грн, привело к вынужденной отмене рейсов, в результате чего изменилось расписание всех полетов нашей авиакомпании, – сообщили в Bravo Airways.
В авиакомпании также заверили, что рейсы, запланированные на 30 июня и 1 июля, «выполнены в полном объеме». Однако многочисленные свидетельства очевидцев подтверждают, что это неправда. В эти дни, например, около 200 украинцев двое суток не могли вылететь из Албании на рейсах, которые обслуживает Bravo Airways.
«Граждане Украины обживают зал ожидания аэропорта Тираны. Рейс, который должен был 100 % состояться в 16:10 по местному времени, прогнозировано не состоялся. Сейчас у нас есть очередное вранье на табло (delayed 20:10). Все идет к очередной ночевке тут», – написал в Facebook один из застрявших в Албании украинцев Ростислав Артеменко.
Измученные туристы даже устроили стихийный митинг, выстроившись в Duty Free аэропорта Тираны с плакатами «SOS» и «Save our children». К счастью, в ночь на 3 июля албанских пленников наконец доставили домой.
Днем ранее в Киев с двухдневной задержкой вернулись туристы из Батуми. По словам пассажирки рейса Ксении Дубенчук, дети спали на чемоданах, водой и едой украинцев снабжали неравнодушные туристы из других стран, а посол Украины в Грузии сказал, что ничем не может им помочь.
Не миновал туристический коллапс и столичный аэропорт «Жуляны». В выходные там задержали семь рейсов авиакомпании Bravо Airways, в итоге сотни пассажиров, купившие туры у злополучного туроператора Oasis Travel, не смогли вовремя вылететь в Анталию, Батуми, Шарм-эль-Шейх и другие города.
Берегут нервы клиентов
Задержки рейсов спровоцировали эффект домино. Вечером 2 июля выяснилось, что 160 украинцев уже вторые сутки ожидают вылета в аэропорту испанской Пальмы-де-Майорки. Путевки они также приобрели у Join UP. Правда, рейс из Испании должна была выполнить не Bravо Airways, а Yanair.
Рейс был назначен на 1 июля на 17:40, был перенос, о котором нам сообщили, и был организован транспорт. Потом наш турагент сообщил, что рейс снова переносится, – объяснил «Укринформу» один из украинских туристов в Испании Вячеслав Серый, пребывающий в аэропорту с раннего утра. – Точной информации о вылете нет, еды и воды нам никто не дает.
В Join UP задержку рейса объяснили технической неисправностью самолета Yanair. В свете последних событий туроператор принял решение о сокращении полетной программы в Испанию «в связи с участившимися техническими неисправностями и регулярными задержками вылетов авиакомпаний Yanair и Bravo Airways»: с 4 июля сняты вылеты в Барселону из Запорожья, с 9 июля – в Барселону из Львова, с 14 июля – в Барселону из Одессы. Cо 2 июля туоператор также полностью приостановил полетную программу в Пальма-де-Майорка.
Всем туристам, которые забронировали отдых в Испании с вылетом из регионов, могут аннулировать заявки с полным возвратом стоимости либо перебронировать тур на другое направление, – заверили в Join UP.
Директор турагентства «Жираф-Тур» Эдуард Малявин уверен, что проблема в отношениях туроператоров с авиакомпанией назревала много лет.
Bravo Airways среди турагентов пользуется дурной славой, – рассказывает «ХН» Малявин. – Флот у них – мама не горюй. Это устаревшая техника, даже не «Боинги», а «Дугласы» американские, которым по 20 лет. Все турагенты знают, что если в программе тура стоит полетка от Bravo Airways, жди либо переноса, либо непредвиденных ситуаций.
«Жираф-Тур» и дальше планирует сотрудничать с Join UP, потому что компания предоставляет для туристов «неплохие цены».
На 6 июля из Харькова запланирован рейс на Кипр, на него стояло Bravo Airways, вчера (2 июля – прим. «ХН») совместно с Join UP было принято решение оптимизировать [выполнение рейса], – утверждает директор турагентства. – Не будет вылета 6 июля из Харькова, мы перенесли его в Киев, но туроператор организовывает бесплатный трансфер туристов в Киев. Рейс будет выполнять Yanair.
Впрочем, часть харьковских турагентов еще в начале июня отказалась работать с этим туроператором из-за «наступления хаоса».
В связи с весьма затянувшейся нестабильной и непонятной ситуацией в работе туроператора Join UP (систематические сумасбродные переносы рейсов теперь уже на несколько дней и по всей карте Украины, непоселения в отели, отсутствие адекватной информации по заявкам и пр.), временно приостанавливаю бронирование туров от данного оператора с целью сберечь ваши и мои нервы, – информировал потенциальных туристов агент.
Как долго продлится период игнорирования туроператора, пока неясно. Однако уже понятно, что запланированные рейсы в Испанию и на Кипр отменяются.
«Инспектор Фреймут» для самолетов
Чартерными рейсами, которые резервируют туроператоры, в отпуск ежедневно летают тысячи украинцев. Министр инфраструктуры Владимир Омелян пообещал, что Минэкономразвития «пересмотрит и отменит лицензии туроператоров, которые не выполняют свои обязательства», а «Госавиаслужба усилит контроль за лицензиями авиакомпаний, выполнением ими регулярных и чартерных маршрутов, техническим состоянием и состоянием салона самолетов».
По словам Омеляна, сегодня за границу украинцев транспортируют самолеты, возраст которых достигает 35-40 лет. Министр хотел бы, чтобы со следующего года украинцы отправлялись в международные рейсы только бортами, возраст которых не превышает два десятка лет.
Мы сегодня обсуждаем возможность введения так называемого «инспектора Фреймут» для проверки состояния салонов, потому что иногда именно салон не отвечает санитарным нормам, особенно старых самолетов, – пригрозил министр.
Редактор сайта avianews.com Александр Мироненко считает инициативу Омеляна по поводу ограничения возраста самолетов неоднозначной по той причине, что многие крупные авиакомпании с мировым именем используют в своем авиапарке самолеты старше 20 лет. Куда важнее, по мнению авиаэксперта, обеспечить надлежащее выполнение услуг со стороны авиаперевозчиков.
Сейчас главное – не возраст самолетов ограничивать, а ввести четкие правила и увеличить штрафы за несоблюдение прав пассажиров, – заверят «ХН» Мироненко. – В случае если, например, авиакомпания не имеет нужного резервирования или экономит на этом резервировании, систематически нарушает права пассажиров, она должна быть оштрафована на значительную сумму. Если пассажир вынужден ожидать свой рейс несколько часов, он должен получить компенсацию. В Европе при задержке рейса более чем на три часа, пассажир получает компенсацию от 250 евро. Авиакомпания понимает, что если будет часто такое практиковать, в ближайший месяц обанкротится.
Тем временем в МИД украинцам, которые бронируют туры за границу у туроператора, рекомендуют внимательно выбирать поставщика услуг и изучать данные договора, а также требовать контакты лиц, от которых можно получить круглосуточную помощь в случае форс-мажоров. Впрочем, как показывает практика, в случае чрезвычайных ситуаций дозвониться до представителей туроператоров попросту невозможно.
Нам нужно не просто санировать последствия подобных безобразий, а наконец обратить внимание на причины, которые их порождают, – заверил министр иностранных дел Павел Климкин. – Компании, которые вызвали туристический коллапс, должны за это ответить. Тщательный и всесторонний аудит должен выяснить, почему они не выполняют условия лицензий и способны ли вообще их выполнять. И делать это необходимо не когда-то, а прямо сейчас.
Между тем, украинцы, для которых разборки туроператоров с авиакомпанией вылились в испорченный отпуск, не верят в то, что походы по судам помогут им получить компенсацию.
Наше государство просто выжидало, когда Bravo и Oasis разберутся между собой. Украина ничего не сделала для нас, помочь пытался только Тунис, – заверяет Валерия Захаренкова. – Мы прекрасно понимаем, что если сейчас Oasis объявит себя банкротом, никаких компенсаций мы в жизни не увидим. Мы должны будем заплатить судебные издержки, тратить свое рабочее время на то, чтобы ходить в суд. Это выглядит не совсем целесообразно.