Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

01 февраля, 2021 - 19:20

Последний полет Ан-26 под Харьковом: хронология

Фото: KHARKIV Today / Сергей Козлов
Со дня крушения Ан-26 возле Чугуева прошло больше четырех месяцев.

По данным черных ящиков, экипаж успел выполнить пять действий с того момента, как выявилась неполадка двигателя. Каждый раз экипаж принимал неправильные решения.

25 сентября в 18.50 в военной части А4104 (базируется в Чугуеве Харьковской области) самолет Ан-26 взлетел в небо. С разрешения руководителя полетов он летал "конвейером". Первые четыре круга был в исправном состоянии. Катастрофа произошла при заходе на пятый круг. Хронологию последнего полета Ан-26 восстановил "Бабель" со следователем Государственного бюро расследований Иваном Пузыревским.

25 сентября 2020 года около 16.00 курсанты готовились к полету на Ан-26. На борту находилось 27 человек: двое курсантов-летчиков (проходили практику после четвертого курса), 18 курсантов-штурманов, двое инструкторов и экипаж. Управлял самолетом командир экипажа майор Богдан Кишеня, который до этого почти год не летал в темное время суток.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Суд не отпустил домой подозреваемых в крушении Ан-26 под Харьковом

"Из-за такого продолжительного перерыва он обязан был перед этим полетать ночью с инструктором - более опытным пилотом, сдать зачет и после этого уже летать самому. Но его допустили к полету без переподготовки", - отметили в "Бабель".

В тот день Ан-26 должен был восемь раз взлететь, сесть, проехать по взлетной полосе (от 5 до 10 минут), остановиться и снова взлететь. Однако руководитель полетов позволил совершить полеты "конвейером" - когда самолет садился, касался взлетной полосы, проезжал по ней несколько метров и снова взлетал. Таким образом, курсанты менялись местами прямо в полете.

После разрешения руководителя полетов самолет взлетел. Было 18.50. Он успел четыре раза подняться, пролететь по кругу, коснуться взлетной полосы, проехать по ней и отправиться в небо. До этого момента самолет был исправен. Далее события разворачивались так:

  • в 20:35:53 - самолет перевели на взлетный режим (командовал курсант-летчик);
  • 20:36:05 - самолет находился на взлетной полосе. Борттехник заметил, что двигатель перестал работать в полную мощность. "Командир, я не понял", - сказал он;
  • 20:36:05 - самолет на взлетной полосе. Штурман спросил, подниматься ли в небо самолету;
  • 20:36:09 - курсант решил лететь;
  • 20:36:12 - командир экипажа уточняет у борттехника, что он говорил. Тот ответил, что речь идет о поломке двигателя;
  • 20:38:09 - самолет - в небе. Командир экипажа и штурман сообщили руководителю полетов, который находился на земле, о поломке двигателя;
  • 20:38:19 - самолет - в небе. Руководитель полетов принял сообщение. Инженер у него спросил, что делать. Тот ответил - "Принимаем";
  • 20:41:27 - самолет - в небе. Руководитель полетов приказал заходить на посадку;
  • 20:44:13 - самолет - в небе. Руководитель полетов получил подтверждение от экипажа о том, что самолет идет на посадку и дал разрешение садиться;
  • 20:44:49 - самолет разбился.

Когда самолет начал взлетать, борттехник экипажа увидел, что один из датчиков показал неисправность левого двигателя. Борттехник не доложился об этом как положено, а потому командир, очевидно, его не понял. Когда штурман спросил, какое решение он принимает, курсант-летчик дал команду продолжать взлет. Командир спросил борттехника, что произошло, только после взлета. Как правило, при таких поломках от взлета отказываются. 

"По данным черных ящиков, экипаж успел выполнить пять действий с того момента, как выявилась неполадка двигателя. Каждый раз экипаж принимал неправильные решения. Все это, а также то, что на борту было больше курсантов, чем положено, и привело к катастрофе", - пояснили в "Бабеле".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Главнокомандующий ВСУ не согласен с подозрением в крушении Ан-26 Дроздову

Напомним, вечером 25 сентября военно-транспортный борт Ан-26Ш упал, а потом загорелся недалеко от Чугуева. На борту находились 27 человек, выжить удалось только одному — Вячеславу Золочевскому. На месте погибли 25 человек, еще один — Виталий Вильховый умер в больнице. Попрощались с погибшими 6 октября на площади Свободы, после чего похоронили в 11 регионах Украины.

В деле о крушении Ан-26 есть три подозреваемых - руководитель полетов Алексей Жук (позволил взлет "конвейером"). По мнению следствия, если бы неисправность выявили при стандартном полете, у экипажа было бы время остановить самолет.

Следующий подозреваемый - командир части Вячеслав Глазунов, который должен был утверждать план полетов и разрешать курсантам-штурманам находиться в самолете. Еще одно подозрение - командующему Военно-воздушными силами ВСУ Сергею Дроздову. По версии следствия, он создал ошибочное представление у военных, что полеты "конвейером" на Ан-26 безопасные. 

Как писал KHARKIV Today, 22 декабря Печерский районный суд избрал меру пресечения трем военным, которых подозревают в крушении Ан-26 - командиру военной части А4104 Вячеславу Глазунову и руководителю полетами группы управления полетами военной части А4104 (взяли под стражу на 60 дней без права внесения залога), командующему Воздушными силами Украины Сергею Дроздову (личное обязательство).

    Простой текст

    • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
    • Строки и абзацы переносятся автоматически.
    • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.