Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

16 июня, 2021 - 17:33

Хитрые льготы. Почему в харьковских автобусах не приживается E-ticket?

Фото: Сергей Козлов/KHARKIV Today
Валидаторы появятся еще в 12 автобусах.

Весной на одном автобусном маршруте появились валидаторы для электронных проездных карточек. Перевозчик поставил их ради эксперимента, чтобы посчитать льготников. Результаты удивили.

В начале апреля на коротком маршруте №71, который соединяет Рогань со станцией метро "Индустриальная", появился валидатор для электронных проездных билетов. Автоперевозчик тогда заявлял: хочет понять, кто из льготных пассажиров действительно имеет право на бесплатный проезд, а кто использует поддельные удостоверения.

Льготники разбежались

Директор компании "Авто-ОВИ" Валерий Дробушко установил валидаторы на три автобуса. Спустя два месяца эксперимент все еще продолжается. Пока что ему так и не удалось подсчитать, сколько именно льготников пользуются маршрутом. Количество пассажиров в автобусах с номером 71 резко уменьшилось после появления валидаторов.

"Льготников стало меньше. Люди взяли и убежали на другие маршруты, туда, где не надо было показывать E-ticket. Люди готовы ехать дольше, ехать через Окружную", — рассказал Валерий Дробушко KHARKIV Today.

Автоперевозчик предполагает, что на другие маршруты ушли в первую очередь пассажиры с фальшивыми удостоверениями. Официальные льготники тоже не очень довольны, ведь E-ticket дает право только на 50 поездок в месяц. 

автобус
Первые автобусы с валидатором вышли на маршрут в апреле. Фото: соцсети

Зато пассажиры, которые оплачивают проезд в полной мере, получили выгоду: теперь они ездят в свободных автобусах. Лучше стало и водителям — меньше работы и ссор с пассажирами.

"На этом маршруте исчезли скандалы. Вот недавно на другой маршрут в Проходы пассажиры вызвали полицию. Водитель сказал: "Я просто не поеду, битком автобус, все льготники, кроме 4 человек, почему я должен работать?". Водитель не обязан ни с кем выяснять никакие отношения, он должен рулить. Я за то, чтобы водителя зашторить стеклянной шторой, поставить вертушку, как в метро, и чтобы водитель денег даже не касался. Он должен ехать прямо, а не давать сдачу", — говорит Валерий Дробушко. 

Эксперимент продолжается. Перевозчик уже придумал, как все-таки посчитать льготных пассажиров. Он заказал валидаторы еще для 12 автобусов. До конца лета их поставят на все автобусы, которые отходят от "Индустриальной" в сторону Рогани и, таким образом, у пассажиров не будет шанса доехать из дома к метро и обратно, минуя валидатор.

Наличные не уходят 

Другие автоперевозчики пока что скептически относятся к идее поставить валидаторы для того, чтобы пересчитать льготников. При помощи E-ticket пока что можно заплатить за проезд только в трех автобусах на маршруте №71.

Директор компании "Немо ЛТД" Рафик Гадиров также, как и его коллега Валерий Дробушко, жалуется, что с начала карантина льготников среди пассажиров стало больше. Но в эффективность валидаторов для их учета он не верит. В качестве примера приводит троллейбус №50 на Пятихатки, который вытеснил с маршрута автобусы Гадирова. 

"Даже если есть валидатор. Должны быть контролирующие люди, иначе он никак не поможет с учетом пассажиропотока. Вот на 50 троллейбусном маршруте поставили валидаторы, но при этом водитель все равно принимает деньги за проезд. Кто знает, сколько у него остается наличных денег? Кроме того, льготников тоже никто не контролирует: ну кто поймет, он приложил эту карточку к валидатору или нет?", — выражает сомнения в эффективности метода автоперевозчик. 

троллейбус
В троллейбусах осталась смешанная форма оплаты за проезд. Фото: Сергей Козлов/KHARKIV Today

В горсовете еще в 2020 году планировали поставить валидаторы во все городские автобусы. В феврале этого года в пресс-службе мэрии со ссылкой на заместителя городского головы по вопросам инфраструктуры Евгения Водовозова обещали, что уже к 2021-му в автобусах начнут принимать E-ticket, в итоге его не принимают до сих пор.

В апреле на заседании постоянной комиссии Харьковского горсовета по вопросам транспорта и связи директор департамента инфраструктуры Сергей Дульфан говорил, что предлагал перевозчикам установить валидаторы в автобусы, чтобы посчитать, сколько именно льготных пассажиров они перевозят и рассчитать компенсацию за их проезд. По словам чиновника, перевозчики отказались, потому что условием был учет не только льготных, но и платных пассажиров.

Еще одна попытка горсовета внедрить E-ticket в автотранспорт состоится, когда на маршруты выйдут новые турецкие низкопольные автобусы. В мэрии уже пообещали оборудовать их валидаторами. По словам Игоря Терехова, муниципальные автобусы появятся в городе уже этой осенью.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.