Дом купца Василия Селиванова по улице Мироносицкой, 54
В городе немало улиц, которые с исторической точки зрения очень привлекательны, но я все же люблю Мироносицкую.
Не только потому, что здесь расположен архив, но более всего за некое особое настроение, появляющееся у меня при вхождении на ее тротуары. Все здесь знакомо: и прошлые домовладельцы, и квартиранты, их истории и семейные трагедии. Эта улица из новых для города, она формировалась в конце XIX столетия, а большинство зданий за Бассейной улицей и вовсе строились в начале XX столетия. Дворовые места были куплены у города в надежде построить новый дом еще в 1880-е годы. Одно из таких мест по Ново-Мало-Сумской улице (так называлась Мироносицкая до 1893 года) принадлежало дворянам Львовым, которые продали его на рубеже столетий мещанам Семену Степановичу и Анисье Петровне Богатыревым. Но и они ничего не построили на участке под № 56 – сдавали в аренду разным людям, в том числе дворянину Степану Васильевичу Гризодубову, который устроил здесь электромеханическую автомобильную мастерскую.
Надо сказать, что по меркам того времени Гризодубов был чудаком! Будучи молодым человеком, он занимался опытами по электротехнике, увлекался фотографией, семью вывозил на прогулку в арендованных автомобилях. Но более всего его увлекала страсть к авиации. Он строил собственные аэропланы, на что тратил всевозможные доходы и даже сбережения матери. Правда, автомастерская приносила в год не более 150 рублей, но была еще служба в дворянском собрании, где он заведовал электростанцией и получал в год еще 800 рублей жалованья. Что только не видел этот двор! Уже в советские времена, занимаясь кустарным промыслом, Гризодубов построил в своей мастерской аэросани нешуточных размеров!
Однако все это было позднее. Дворовое место, теперь уже под № 58, по-прежнему не имело основных построек. Только в 1914 году оно было перечислено мещанами Богатыревыми по дарственной харьковскому купцу и личному почетному гражданину Максиму Васильевичу Селиванову. Купец быстро взялся за дело и в 1915 году здесь уже был построен трехэтажный доходный дом, в глубине двора – два флигеля (по размерам они ничуть не уступали самому дому). Дома возводились уже со всеми удобствами, центральным отоплением, водоснабжением, электричеством и канализацией, была проведена телефонная линия, потому и в доме, и во флигеле каждая квартира имела телефонную связь. Все это сдавалось в наем и приносило хорошие доходы. Потрясенный революционными событиями и не ожидая для себя ничего хорошего, Селиванов продает в марте 1918 года дом по Мироносицкой купцам-евреям: Краковскому, Давидовичу, Степуховичу, Бруксу, Морозовскому и Даллихину. А в 1920 году домовладение национализируют.
Одним из жильцом флигеля, который сегодня числится под № 54б, был Степан Васильевич Гризодубов – он занимал квартиру из четырех комнат на первом этаже еще с 1916 года. Поскольку Селиванов оставил его автомобильную мастерскую во дворе, Гризодубову это было удобнее, хотя плата за квартиру была значительно выше (от 300 до 600 рублей в год), но и условия для жизни его семьи были лучше. В те времена он жил с супругой Надеждой, дочерью Валентиной и родственниками жены. В советские времена Гризодубов некоторое время был председателем и казначеем жилищного кооператива № 588. Степан Васильевич пережил оккупацию, а после войны вновь жил в прежней квартире. Его страсть к авиации передалась дочери Валентине, которая стала летчицей, Героем Советского Союза, совершив в 1928 году рекордный по дальности полет на самолете «Родина».
Сегодня квартира, где жили Гризодубовы, – Мемориальный музей (работает ежедневно, по предварительной записи, тел. (057) 700-42-91).