"Запорожцы пишут письмо" на месте, 14 полотен спрятали в фонды: Художественный музей в Харькове заливает талой водой
В Харьковском художественном музее потоп. Из-за постоянных перепадов температур на крыше здания образовываются огромные сосульки, которые тают и угрожают как людям, так и живописи. Из Репинского зала уже эвакуировали четыре картины. «Запорожцы…» пока держат оборону. Спасая от влаги, хранители отправили в фонд еще десть картин из постоянной экспозиции.
В Харьковском художественном музее утром немноголюдно. Одна групповая экскурсия и несколько посетителей. У одного из залов на первом этаже собрались несколько музейных работников. Одна из хранительниц зачитывает вслух остальным пост в Facebook народного депутата Сергея Лещенко, который несколько дней назад побывал в музее и был впечатлен двумя вещами: богатой коллекцией музея и плачевным состоянием здания, в котором хранятся работы кисти Ильи Репина, Николая Пимоненко, Ивана Айвазовского, Ивана Шишкина, а также графика и акварели Тараса Шевченко и других художников.
«Это момент, когда стыдно за власть - и киевскую, и харьковскую. Завтра мы направим депутатское обращение в связи с произошедшими событиями. Напомню, что кроме прямого воровства с государственных потоков, в бюджете на 2019 год предусмотрено 1 миллиард гривен на раздачу предвыборных подарков действующим президентом», - дочитывает женщина пост Сергея Лещенко.
- Отличились, - отмечает одна из музейных работниц.
Из 25 залов музея для просмотра пока закрыт только один. Это галерея, которая располагается на втором этаже здания. Работники музея поясняют – зал затоплен и сейчас там убирают. Хранители установили круглосуточное дежурство, чтобы собирать талую воду.
- Эта галерея была достроена после войны, и тут очень сильный уклон по сравнению с основным домом, поэтому на крыше над галереей накапливается снег, особенно когда такие перепады температуры, как сейчас: мокро, потом мороз, потом снова мокро, потом снова мороз. Таким образом, нарастает слой льда. Мы много лет с эти как-то боролись, а в этом году зима нас почти победила: тут были такие сосульки, два с чем-то метра и с них вода натекала на окна и уже потом она стекает по окнам и попадает в зал, - поясняет директор Харьковского художественного музея Валентина Мызгина.
Валентина Мызгина отмечает, что в прошлом году альпинистов вызывали только однажды. В этом году лед с крыши сбивали уже несколько раз, последний раз в воскресенье. Но буквально за три дня сосульки длиной в два метра образовались снова. С постоянным подтоплением второго этажа музейные работники борются как могут - организовывают ночные дежурства, чтобы контролировать уровень воды.
- Два или три раза за ночь наши люди приходят сюда и смотрят уровень воды. Когда она натекает, то естественно собирают ее тряпками и выносят, чтобы вода не попала на первый этаж. Пока нам с этой задачей удается справляться и не пускать воду дальше, - поясняет Мызгина. - Конечно, некоторые стенды без картин, потому что есть угроза, что на них может попасть вода, но в залах картины еще сохраняются и экспонируются. Реставраторы каждый день обязательно совершают обходы, контролируют поведение полотна, потому что из-за высокой влажности картина может расширяться, а потом сжиматься. Эта игра полотна очень вредна для живописи.
Из галереи в музейное фондохранилище пришлось отправить десять экспонатов. Четыре работы кисти Репина спустили в хранилище из Репинского зала 17 января - они висели как раз возле окон, через которые начала протекать вода с крыши. В этом же зале экспонируются «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Картина пока остается на месте, потому что висит на другой стене. Валентина Мызгина заверяет, что при малейшей опасности картина будет убрана в хранилище. А пока через день состояние знаменитой работы Репина контролируют музейные реставраторы - каждом зале есть специальный прибор, который измеряет уровень влажности в помещении.
- Мы постоянно держим на контроле работу Репина «Запорожцы». Она находится в достаточно хорошем состоянии, то есть мы практически день-два и делаем обход. Фиксируем документально: делаем фото и если где-то нужно произвести укрепления, то поправляем, - говорит реставратор Михаил Мглинец. - Картина, в принципе, может находиться в зале, ей пока ничего не угрожает.
Крыше нужно восемь миллионов гривен
Проект реконструкции крыши был разработан в прошлом году ООО «Спецпроектмонтаж», он уже согласован с Департаментом градостроительства и архитектуры ХОГА. Стоимость работ - почти восемь миллионов гривен.
- Мы планируем где-то в конце апреля, когда уже будет сухо, не будет таких дождей, начать работу. На областной сессии было принято решение о выделении нам первого транша в размере три миллиона гривен. Хотя на ту работу, которую мы задумали, нужно где-то 7,8 млн грн. Надеюсь, все будет решено, потому что мы задумали сделать теплую крышу, чтобы наледи не было, чтобы не было сосулек и люди ходили возле музея спокойно. Чтобы музейные экспонаты также спокойно себя чувствовали, - говорит Валентина Мызгина.
Реконструировать нужно 2700 кв.м. крыши. Работы планируют делать частями - чтобы музей смог продолжить работу.