В театре Пушкина поставили новый спектакль
30 июня на главной сцене театра состоится премьера драмы «Кукольный дом» по самой известной пьесе Генрика Ибсена.
Когда ее поставили впервые в 1879 году в Копенгагене, публика была шокирована бесцеремонностью автора — он поставил под сомнение роли мужа и жены, задался вопросом о свободе человека распоряжаться своей судьбой. Спустя 138 лет эти темы по-прежнему нуждаются в аргументах, особенно в Украине, уверена постановщик Ольга Турутя-Прасолова.
Спектакль о несчастной, затравленной женщине, которой хочется только сочувствовать — это не то, что хочет увидеть режиссер. Ольга Турутя-Прасолова уверена, что каждый человек в ответе за то, что с ним происходит:
«Представьте молодоженов — муж приходит домой, жена подает ему тапочки. Он говорит: «Зачем мне тапочки?». На другой день ситуация повторяется, муж говорит: «О, спасибо за тапочки, так приятно». На третий день он спрашивает с порога: «А где мои тапочки?». Кто виноват в этом — он или она? Мы сами формируем свое пространство, сами за него в ответе, и я хочу чтобы эта мысль отчетливо звучала в спектакле», — объясняет режиссёр своё видение «Кукольного дома».
В Харькове эту пьесу Ибсена еще не ставили, хотя в апреле в ХНАТОБ им. Н.В. Лысенко состоялась премьера другого произведения знаменитого норвежца — «Пер Гюнт». То ли дух Ибсена витает в харьковском воздухе, то ли тема освобождения женщины, актуальная для Северной Европы в XIX веке, стала важной для Украины.
«У меня нет папки с пьесами. Идеи спектаклей возникают в виде темы из жизни, из каких-то событий. Например, тема равенства актуальна для Европы уже больше века, но в Украине оказалась в фокусе только сейчас. Наше законодательство переделывают, чтобы дать всем равные права, независимо от пола. И мне стало интересно, готово ли наше общество к равенству? Почему есть принципы, которые мы передаём из поколения в поколение, не задумываясь о том, откуда они вообще взялись, правдивы ли они? — задается вопросом постановщик. — Например, если женщина трудолюбива, вкусно готовит, она высоко ценится на «рынке невест», комфортна для близких. А если не умеет готовить, то что — уже не невеста?».
На эту тему есть много современных пьес, но новой драматургии Ольге Турутя-Прасоловой недостаточно — слишком она прямолинейна, слишком интерактивна. Классика глубже, интереснее. Эта любовь молодого режиссера к проверенным временем произведениям — именно то, что нужно театру Пушкина.
В новом спектакле объединились разные составы актеров, и посмотреть на их совместную работу будет интересно и тем, кто давно и хорошо знает театр Пушкина, и тем, кто только начинает ходить на его спектакли. Например, Крогстада в «Кукольном доме» играют любимые харьковскими театралами артист Олег Власов и народный артист Украины Юрий Головин. А Нору — Ольга Солонецкая и Мария Бораковская. У спектакля два состава, но ни один — не основной. На репетициях постоянно идет ротация, поэтому каждый актер или актриса могут играть с разными партнерами. Так достигается ощущение, что это — один спектакль, вне зависимости от того, кто на сцене.
«Это будет самый странный мой спектакль, несвойственный мне, — считает постановщик. — Но я все так же хочу, чтобы людям было, о чем поговорить после того, как опустится занавес. И постоянной аудитории Театра Пушкина, и новым зрителям. Здесь нам нужно добиться того, чтобы спектакль не свелся, как обычно, к сочувствию бедной Норе. Мне нравятся сложные задачи».
Премьера спектакля «Кукольный дом» состоится 30 июня в 19:00 на главной сцене Театра им. Пушкина (ул. Чернышевская, 11)