Статуи в саду: тайна улыбки Курбаса, борщ Вернадского и Быков с кузнечиком
Авторы новых скульптур в саду Шевченко Катиб Мамедов, Александр Ридный и Анна Иванова рассказали KHARKIV Today, как работали над контактными памятниками и почему они получились именно такими.
14 августа в саду Шевченко недалеко от ККЗ «Украина» поставили памятник Леониду Быкову. Он стал последним в череде статуй известных харьковчан, которые этим летом появились в саду. Первым был Илья Репин, затем появились Лесь Курбас, Марк Бернес, Клавдия Шульженко и Исаак Дунаевский, а также академик Владимир Вернадский. Скульптуры вызвали большой ажиотаж у харьковчан: одни с удовольствием с ними фотографируются, другие называют безвкусными.
Самым сложным был рояль
Идея украсить сад скульптурами, по словам авторов, принадлежит городскому голове Геннадию Кернесу. Первые эскизы они начали делать два года назад.
– Вначале речь не шла о конкретных харьковчанах – эти персонажи появились путем проб и ошибок. Была задача сделать контактные скульптуры, что-то интересное для людей. Я предлагал даже объекты поп-арта. Потом концепция устаканилась – хотелось, чтобы был какой-то культурологический, воспитательный проект. Чтобы приводили к ним детей и говорили: «Расти, учись, будешь, как этот дядя». Налепили мы эскизов и темы утвердились, – рассказал KHARKIV Today Александр Ридный.
Задачи распределились таким образом: над Бернесом, Быковым и Дунаевским с Шульженко работал Катиб Мамедов, остальные скульптуры делали в соавторстве Ридный и Иванова. По словам Мамедова, сложнее всего было сделать рояль Дунаевского, а вот образ Быкова, хоть и выглядит веселым, на самом деле – трагический.
«Быков там в образе Маэстро из фильма «В бой идут одни старики». Он сидит, как дирижер, а сбоку там кузнечик – как бы так с юмором. Сама эта скульптура, на самом деле, серьезная. Я постарался передать глубокое состояние человека, который пришел с войны, вернулся в родные края и размышляет обо всем», – сказал Катиб Мамедов KHARKIV Today.
Скульптор параллельно делал все три композиции, в общей сложности работа заняла год.
"Не думаю, что Вернадский стоял на кухне и шарашил эти борщи"
Из тех скульптур, над которыми работали Александр Ридный и Анна Иванова, самой популярной оказалась статуя Репина – к ней часто стоит очередь желающих сфотографироваться. А вот скульптура академика Вернадского, который варит борщ, вышла скандальной и вызвала много возмущенных комментариев в соцсетях. Некоторые харьковчане посчитали такой образ оскорблением памяти великого ученого.
Ридный говорит: у них была задача сделать образы великих людей нетипичными и не очень серьезными. Реакция публики удивила скульптора.
«Я думал, что народ у нас более толерантный. Это возмутительно – кому-то позволительно, оказывается, говорить, как делать Вернадского! Для меня они – как парторги при советской власти. Но время другое, и это – не памятник Ленину, – рассказал скульптор. – Вернадский в науке,– это уже паханое поле, уже есть такие памятники. В Москве он стоит в шапочке академической. А мне хотелось, чтобы это был памятник человеку. Человек проявляется в бытовых ситуациях – в конце концов, у него были дети, значит, у него был секс. Обычный человек. Я читал мемуары его дочери Нины о том, какую кухню он любил. Она пишет, как он любил борщ по кременчугскому рецепту – и учил ее тоже такой готовить. Не думаю, что Вернадский стоял на кухне и шарашил эти борщи, но иногда приготовить он, со слов дочери, мог. Так и возникла тема – бытовая, обычная».
Когда шла работа над памятником, Нацбанк презентовал вид 1000-гривневой купюры, на которой изображен академик Вернадский.
«Мы выбрали Вернадского, когда он был уже стареньким, худеньким, с такой вот бородкой. А потом показали тысячегривневую купюру – а там он полный, с такой окладистой бородой, моложе. Мы перепугались: боже мой, мы не того слепили! Их же было два брата. Но оказалось, что все правильно, просто это Вернадский в разное время. Нам образ пожилой больше понравился, у него там такие волосы колоритные», – рассказала KHARKIV Today Анна Иванова.
Для нее самым сложным оказалось лепить Леся Курбаса. На этой скульптуре он улыбается, а это – очень нетипично для памятников.
«Я впервые лепила такую открытую улыбку, и там получается совсем другая мимика, другие складки – пришлось повозиться, - говорит автор. – Мы сознательно делали такие образы, чтобы показать знаменитых людей в другом свете, чтобы подчеркнуть контрастность жизни, когда в одно мгновение ты веселый, здоровый, успешный, а потом все меняется. Так и с Курбасом: вот он веселый, молодой, полон творческих планов, и вдруг он – за решеткой и больше никогда не выйдет».
Скульптуры будут торжественно открыты в День города, но с некоторыми из них, например, с Репиным, Курбасом, Вернадским фотографируются уже сейчас.