Жизнь города. Харьков будет здоровее, если как можно больше людей пересядут на велосипеды
Организатор 700-километрового велопробега на культовый венгерский фестиваль Sziget Юрий Сапрыкин рассказал «ХН» о том, как развивать в Харькове велосипедную инфраструктуру и организовать масштабный музыкальный фест.
– В чем заключается твой проект Pride Sziget Trip, который состоится этим летом?
- Проект заключается в том, чтобы подключить максимальное количество людей, сплотить велодвижение Украины - нашего родного Харькова, в том числе - и направить его в нужное русло, к тому, что интересно молодежи. Наш велопробег стартует 3 августа во Львове и после недели передвижений, преодолений всех перевалов и границ, мы хотим финишировать 9 августа в Будапеште, в день открытия фестиваля Sziget. Нам нужно будет пройти несколько чекпоинтов – Межигорье и Хуст в Украине, Ньиредьхазу и Эгер - в Венгрии. Планируем не преодолевать больше 100 км в день, чтобы не только профессионалы, но и обыватели могли осилить эту дистанцию.
- Сколько всего участников планируется задействовать?
- Мы не делаем мероприятие закрытым – отталкиваемся от 10 человек, но чем больше людей будет участвовать, тем лучше. Некоторые участники получат бонусы: мы будем разыгрывать двухдневные билеты на фестиваль Sziget и велосипеды на время путешествия. Их получат пять счастливчиков, которые будут определены голосованием или жребием. О старте розыгрыша мы объявим в день определения победителя на Sziget Music Contest – всеукраинском конкурсе молодых исполнителей на право выступить на фестивале.
– Как любителю велоспорта, чего тебе не хватает в инфраструктуре Харькова? Как бы ты организовал ее?
– Для удобства передвижения, в первую очередь, нужны велодорожки, которых в Харькове всего две. Для города с полуторамиллионным населением этого очень мало. Прежде всего, велодорожку нужно прокладывать по Московскому проспекту – это ключевая трасса. Немного меньше потребность в ней на пути к Алексеевке – там широкая дорога, но количество людей, которые ездят на работу, очень велико. Третье направление – еще одна транспортная артерия – проспект Гагарина. Если появятся велодорожки, люди будут кататься больше – понадобятся велопарковки. Об этом нужно заботиться уже сейчас, чтобы потом не сталкиваться с такими проблемами.
– Если брать транспортную инфраструктуру города в целом, как бы ты реформировал ее?
– Мы стремимся в Европу, а Европа славится своим демократичным отношением к людям и деликатным отношением к окружающей среде. На месте властей я агитировал бы народ в пользу велодвижения. Спортивных мероприятий у нас проводится достаточно много и город велосипедный – есть все, кроме инфраструктуры. Властям нужно убедиться, что это достаточно острая проблема и ее нужно решать незамедлительно. Город будет здоровее, если как можно больше людей пересядут на велосипеды. Мы разгрузим ключевые транспортные артерии, уменьшится парниковый эффект и, в принципе, будет чище.
– Как организовать в Харькове такой фестиваль, как Sziget?
– Харькову нужна для этого рекреационная зона достаточно большого объема, куда можно было бы на недельку пустить туристов. Необязательно привязываться к локации в черте города – есть та же Безлюдовка, где который год проводят фестиваль «Импульс». Нужно наладить транспортную развязку, чтобы круглосуточно возить людей к месту фестиваля на автобусах. В остальном – дело пиара, насколько менеджеры сумеют привлечь публику. Сейчас все находятся в каком-то анабиозе, не хватает всплеска эмоций. Заинтересовать людей можно только путем приглашения качественных музыкантов, которые будут для Харькова в диковинку.
– Кто должен заниматься организацией такого события?
– В любом случае, такой проект будет проходить через власти – хотя бы в плане получения разрешений. Я не уверен, что чиновники заинтересованы в проведении таких фестивалей. Нужны инициаторы, энтузиасты, бизнес надо привлекать, спонсорская поддержка также важна. А власть может помочь хотя бы тем, что не будет препятствовать реализации таких целей.
– Какие твои любимые места в Харькове?
– Стремительно зеленеет ХТЗ (смеется). На самом деле, с эстетической точки зрения, на ХТЗ что-то есть. Мне нравится Сортировка, такой себе район-отщепенец. Я раз шесть в году езжу туда на велике – это один из моих любимых маршрутов, там с одной стороны разруха, но с другой – дореволюционные строения, индастриал, романтизм руин, пляж. До конца не могу разобраться, почему, но мне там кайфово.