"Шорт-лист": Лучшие фильмы года
Начиная с конца апреля этого года, "Шорт-лист" сделал 15 выпусков: украинские зрители смогли посмотреть 15 украинских фильмов - игровых, анимационных и документальных, короткометражных и не очень.
В конце года мы логичным образом решили подвести итоги и попросили всех участников проекта рассказать о лучших фильмах, которые им довелось посмотреть в 2016. Кто-то выбрал один фильм, кто-то пару-тройку, но, тем не менее, это любопытные списки для тех, кто хочет сверить свои впечатления с итогами украинских кинематографистов.
Мирослав Слабошпицкий
“Прибытие” Дени Вильнева. “Это новый Кубрик, и вообще самое интересное, что есть сейчас в кино, как мне кажется”.
“Она” Пола Верхувена. “Возвращение режиссера со всем тем, за что мы его так любим”.
“Человек-швейцарский нож” Дэниела Шайнерта и Дэниела Квана. “Тут все понятно: этот фильм - большая радость”.
Нариман Алиев
“Сьераневада” Кристи Пуйю
Безупречные мизансцены, отличный актерский состав и, конечно же, сценарий. Это фильм о простой семье, которая собралась помянуть отца. Фильм длится почти три часа, и в какой-то момент ты уже не можешь его смотреть, думая: “Боже, как мне надоели все ваши проблемы, оставьте меня в покое”. Появляется ощущение, будто я нахожусь на настоящем застолье вместе со своей семьей. В этом, наверно, и есть главная прелесть этого фильма: ты становишься частью этой семьи. Может быть, не самой лучшей, но родных ведь не выбирают.
Филипп Сотниченко
1. "Я, Дэниел Блэйк" Кена Лоуча
Работа, признанная в Каннах лучшей, автоматически попадает в список фильмов, которые нужно посмотреть. Многие говорят, что председатель жюри этого года Джордж Миллер своим решением наградить именно эту ленту, скорее, выразил сочувствие рабочему классу, чем оценил кинематографичность высказывания. Но фильм Кена Лоуча, в котором маленький человек сталкивается с системой, словно на камне высекает в сознании зрителя, на первый взгляд, очевидную, но очень показательную разницу между человеком и собакой.
2. "Ученик" Кирилла Серебренникова
Я никогда не относил себя к почитателям творчества Кирилла Серебренникова, но все его фильмы, особенно «Постельные сцены», оставляли ощущение не зря потерянного времени. «Ученик» - очередная интересная и профессиональная работа автора со всеми элементами его почерка, от позаимствованной сценографии у театра до сложных длинноплановых мизансцен. Фильм охватывает сразу несколько проблем. Кажется, что он обо всём. О религиозном фанатизме, об устаревшей образовательной системе, о гомофобии; даже портрет нынешнего президента страны висит на стене в школе, где происходят события, являя собой уже и так для всех очевидный образ слепого и обманутого общества. Фильм красивый и умный, но как по мне, единственный его недостаток – это желание быть актуальным и универсальным, затронуть все современные темы и оформить их с помощью вечной библейской притчивости. Невыполнимая задача.
3. "Франкофония" Александра Сокурова
Художественная стилизация Сокурова - ни что иное, как его очередное признание в любви искусству, где в форме авторского исторического экскурса можно узнать много нового. Это киноэссе про бесценную коллекцию Лувра в годы немецкой оккупации, в котором аудио-визуальная составляющая насыщена всяческими интересными деталями, а сюжет изложен довольно лапидарно.
Сергей Мельниченко
Из последних фильмов, которые оставили след и задали огромное количество вопросов и поразили своей эмоцией, выделю два (оба не являются анимационными):
1. "Орда" Андрея Прошкина (2012)
Сказка или легенда плотно вплетенная в суровую реальность, никаких мертвых гуталиновых персонажей, как будто подглядываешь чью-то историю. Сразу про всЁ, кони люди смерть сомнения волшебство, без запятых.
Как сказка, безукоризненно мудрый, как жизнь беспощадный. После фильма - больше вопросов, чем ответов. Конечно есть и "пичалька", идеологическая составляющая, но это присуще всем российским фильмам. Однако эта деталь с лихвой компенсируется.
2. "Оставленные" (Leftovers) - сериал, 2014 (3 сезона)
Нестандартная идея (близкая научной фантастике) завораживает с первых секунд, дальше больше, начинается прекрасное, необыкновенный трип в глубину человеческих переживаний, столь важной для нас проблемы определения своего места в группе себе подобных. По сути, это фильм про секты, в которые мы вступаем или создаем. Сопереживание актерам, каждая судьба волнует и захватывает. Как у Миядзаки нет плохих персонажей, добро и зло и здесь всегда шагают в обнимку.
Смотрел взахлеб, с перерывами на еду и покурить, последнее много и часто, одна из сект сделала из этой простой процедуры целый символ немого протеста. И, естественно, бесконечно убивающий великолепный саундтрек (композитора Макса Рихтера), который оставляет очень долгое послевкусие.
P.S. Смотрите и слушайте красивое кино.
Валентин Васянович
"Homo Sapiens", реж. Николаус Гейрхальтер
Фильм Homo Sapiens - это документальный аттракцион, который отсылает зрителя в будущее и дает ему возможность наблюдать печальный финал цивилизации. Гипнотизирующие постапокалиптические картины воспринимаются одновременно и зловеще, и гармонично. Человек, которого мы видим в кадре только на фресках, выглядит как мифический герой, который построил этот мир, но сам исчез. Замечательное антропологическое исследование без ни одного человека в кадре ".
Роман Бондарчук
1. "The Dazzling Light of Sunset" Саломе Яши. Провинциальная телестудия в Грузии снимает новостные сюжеты из жизни своего города. Режиссер Саломе Яши составляет из этих сюжетов целый эпос. Конкурсы красоты, свадьба, политические дебаты, которые неизменно заканчиваются распитием чачи всеми участниками, танцы и многоголосные пение. Фильм, в котором человечность, наивность и живописная красота переплелись с ритуалами и рассказывают о современной Грузии практически все.
2. "Море в Огне" Джанфранко Роге. Абсолютно величественный фильм о итальянский остров Лампедуза, куда добираются беженцы из Северной Африки. Обычные решения, от которых ничего не ждал (как интервью доктора за компьютером), - пронизывают до слез. Работают все мельчайшие детали - золотые плащи на худых, замерзших, темнокожих телах. Взгляды в камеру такими глазами, которые невозможно забыть никогда. Эмигрантский рэп, который рождается здесь и сейчас - просто в очереди. Одна из героинь - итальянка - отработанными движениями застилает кровать. Разравнивает каждую складочку, доводит его до совершенного вида. Пока она это делает, приходит понимание, что уют - это то, чего другие люди могут просто никогда не иметь.
3. "Главная роль" Сергея Буковского. Взрослый сын снимает фильм о своей маме. Спрашивает о том, о чем в детстве не спрашивают, и о чем родители ответить, как правило, не готовы. Автор читает записки от матери, которые она оставляла ему, уходя на работу, и превращает их в дневник эпохи, благодаря которому понимаешь - во что одевались, что ели и даже как выражали свои чувства эти люди. Очень теплый и близкий портрет двух родных людей, после которого хочется обнять родителей. И называть детей нежными именами.
Дмитро Сухолиткий-Собчук
"Безбожница" Ралица Петровой
Мощное кино, безжалостный мир, и безжалостный способ "выживания" главной герои заставляет сомневаться в том, что такие условия способны вызвать сочувствие к ближнему. Только вопреки всему, прорастает что-то настоящее и живет в заскарузлой и сухой душевной пустыне. Весь фильм - это "моя чашка чая". Достоверная реальность, которой доверяю и "отдаюсь в руки ее".
"Браво!" Раду Жуде
Всегда интересно смотреть историческое кино, если оно сделано с такой обыденной скрупулезностью. Кино наполнено простым обычным существованием персонажей, без надрыва пафоса и патетики.
Маша Кондакова
1. "Я, Дэниел Блейк" Кена Лоуча и "Капитан Фантастик" Мэтта Росса
Я ставлю эти две картины вместе, потому что они задели меня до глубины души.
"Я, Дэниел Блейк" - социальная драма, где поднимаются опросы чести, достоинства, уважения, которые не купишь за деньги. Глобализация системы, в которой никому нет дела до этих чувств.
Можно сравнить эту систему ценностей с системой в фильме "Капитан Фантастик", которая у главных героев гораздо выше, той что им предлагает общество.
Мне нравится, что главные герои этих картин не собираются менять мир или мстить кому-то за свои трудности. Они просто не позволяют вытереть об себя ноги тем, кто имеет мнимое превосходство.
2. "Тони Эрдманн" Марен Аде
Блестящая трагикомедия. Я косвенно знакома с создателями фильма и искренне рада его успеху.
После сцены пения главной героини я аплодировала, сидя в кинозале в слезах. При такой свободе фантазии, как у режиссера, поражает реалистичность фильма. И конечно, не обошлось без главной дилеммы - между гонкой за местом под солнцем во внешнем мире и вечными ценностями.
Юрий Грицина
С 2016 в украинском кино запомнились три фильма, снятые тремя людьми. Их объединяет то, что они говорят о новой реальности Украина после Майдана, не пытаясь как-то объяснить ее, и то, что все авторы этих фильмов были одновременно и режиссерами, и операторами, и сценаристами. Фильмы созданы без поддержки государства или продюсеров; созданы просто потому, что невозможно было не работать с тем материалом реальности, который стал доступным этим режиссерам. Эти фильмы остаются незаметными, чтобы еще сказать свое слово в будущем.
"Аэропорт" (Егор Трояновский, 2015)
Егор Трояновский запечатлел один день под Донецким аэропортом, 16 января 2015 года. Это едва ли не самый точный фильм об АТО, который избегает всего того, что делает другие фильмы на эту тему такими популярными среди зрителей. В фильме нет сентиментальности, символизма, репортажной сенсационности. Есть экшен и сверхбыстрый монтаж. Есть воспоминания участников того, что не успела увидеть камера. В первую очередь фильм поражает точным ощущением времени и безупречно подобранным ритмом. Основная часть войны - ожидание. Камера Трояновского не участвует в главном событии - обороне Донецкого аэропорта. Однако внимательно вглядываясь в паузу, которая образовалась на границе этого события, она ухватывает ощущение войны. Голоса, звуки, цвета, ночь, зима. Этого фильма могло бы не быть. И тогда бы мы все были немного беднее.
"Володя" (Петр Армяновский, 2014)
Активист Евромайдана Петр Армяновский (псевдоним) запечатлел подростка на фоне первых побед сепаратистского движения в Донецке. Володя превращается в нашего гида людей, которые говорят и не могут остановиться. Это не отстраненное наблюдение, это - погружение. Володя не берет интервью, потому что и сам готов говорить вещи, которые можно услышать от его собеседников. Наблюдая за ним, мы никак не можем понять, он играет какую-то забавную роль или всерьез выражает свои убеждения. Никак не препятствуя молодому артистизма Володи, Армяновський только подчеркивает ирреальность тех событий.
Фильм не имел фестивального успеха ни за рубежом, ни в Украине. И здесь, и там значительно более востребованными оказались фильмы с четкими маркерами добра и зла, репортажной эмоциональностью. Не покидает впечатление, что именно нежелание Армяновского прокомментировать то, что мы видим на экране, сделало его фильм невозможным для показа на фестивалях Украины. В ноябре 2016 николаевские студенты обратились в СБУ в связи с показом документального короткометражного фильма Алексея Радинского '' Люди, которые пришли к власти '. '' Каждый из нас слышал, читал и видел, что было на Донбассе, но сейчас показывать то, что говорили жители и происходило там, совсем неуместно '', - заявили студенты. Можно только догадываться, насколько опасным выглядел фильм Армяновского в 2014.
"Сьорч" (Саша Протяг, 2016)
Видеограф Саша Протяг снял своих друзей и свои мысли в Мариуполе. Это фильм о жизни. Об искусстве среди жизни. Если бы надо было оправдывать существование этого фильма, то можно было бы сказать, что он о двух годах арт-активизма в Мариуполе. Но скорее это фильм о молодости, а молодость не требует оправданий и причин.
Искусство в фильме сквозняков живет среди бескрайних непонятных пространств, безумия случайной обыденности. Оно не пытается победить эти пространства и случайности, оно примиряется с ними. Для того, чтобы понять, что это - монолог, диалог, нам нужно время.
И время это именно то, чего вдоволь в Мариуполе, этом главном городе Украины, мифологическом топосе без назначения.