Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Прогулки по Харькову. Покровская церковь

Покровский собор. Фото: Сергей Козлов/KHARKIV Today.
Покровский собор. Фото: Сергей Козлов/KHARKIV Today.
В самом центре Харькова сохранилось до наших дней самое старое каменное здание нашего города – Покровский собор, построенный и освященный митрополитом Авраамием в 1689 году.

В центре Харькова сохранилось до наших дней самое старое каменное здание нашего города – Покровский собор, построенный и освященный митрополитом Авраамием в 1689 году. События лета 2019 года, когда его покрасили в нелепый цвет – не первый случай, когда храм претерпел изменения.

МИФЫ И ИХ РАЗВЕНЧАНИЕ

Не только внешний вид собора заботит горожан, интересующихся историей. История его строительства, рабочие, архитектор, заказчики – все это предмет многочисленных легенд и мифов.

Главный миф, который распространяют люди, не читавшие наших классиков от истории – Евгения Альбовского, Дмитрия Багалея, Дмитрия Миллера, Егора Редина, что до постройки каменной Покровской церкви была деревянная! Но деревянного храма Покровы Пресвятой Богородицы в Харькове до 1689 года не было! Это подтверждают как исследования прошлых столетий, так и документальные источники XVII столетия.

Второй не менее важный миф - о том, что каменный Успенский собор, возведенный в 1682 году внутри Харьковской крепости, строила казацкая старшина, а Покровский храм – казаки Харьковского полка. Это предположение (!) сделал один из самых известных украинских искусствоведов XX ст. – Стефан Андреевич Таранушенко в своей монографии, посвященной Покровскому храму. Возможно, в советские времена эта гипотеза была как никогда кстати, особенно для поклонников марксистской историографии региона. И большинство краеведов до сих пор повторяют в разных интерпретациях этот сюжет.

Однако здесь следовало бы глубже заглянуть в события второй половины XVII столетия и было бы больше оснований считать, что Успенский собор построен не только за средства старшины, но и тех, кто занимал харьковскую цитадель – московские служилые люди. А вот как раз Покровский храм строила казацкая старшина, в первую очередь полковник Харьковского слободского полка Григорий Ерофеевич Донец-Захаржевский. Первым это предположение сделал харьковский историк Владимир Леонтьевич Маслийчук в 2002 году, позднее оно стало наполняться подтверждениями.

Сегодня уже стало ясно, что Покровская церковь строилась как домовой храм-усыпальница рода Донец-Захаржевских, став позднее усыпальницей и других представителей казацкой старшины и правящих архиереев.

В 1706 году здесь был погребен полковник Федор Григорьевич Донец-Захаржевский, а в 1721 году его дочь Марфа Квитка. Кстати, за похороны в храме полковника Федора Донца-Захаржевского в 1706 г. притчу было передано сельцо Основа. В 1734 году погребены Василиса Красовская и Василий Григорьевич Квитка, а в следующем году Стефан Григорьевич Квитка. В 1793 году - архимандрит Куряжского монастыря Наркис из рода Квиток.

Предположения о строителях Покровского храма в 2003 году сделал харьковский исследователь Владимир Петрович Титарь, который обоснованно полагает, что архитектором был известный в то время Иван Петрович Зарудный, а все работы провела артель братьев Старченко.

Реставрационные работы на территории Покровского монастыря свидетельствуют о том, что рядом с Покровской церковью располагался двор харьковского полковника Г. Е. Донца, первый каменный дом в Харькове, позже перестроенный другим харьковским полковником Федором Владимировичем Шидловским.

Таким образом мы видим, что Покровский храм был построен за пределами Харьковской крепости на подворье полковника Донца-Захаржевского и имел функции не только собственно храма и усыпальницы, но ещё и оборонительные, поскольку был вне крепости.

Первый ярус храма окружает глухая аркада, напоминающая аркады крепостных стен. Во втором ярусе на нее опирается деревянная галерея – опасание с каменными парапетами. Функции ее типично оборонные – ширина прохода в 90 см мала для крестного хода, а первоначальная высота парапета была 160 см – он закрывал стрелка по грудь, давая возможность простреливать из стрелкового оружия обширную территорию.

Сегодня стены внутри храма сплошь покрыты росписью достаточно высокого уровня, почти не портящей прекрасного интерьера. Но раньше, когда центральный верх высотой более 24 м и восемнадцатиметровые боковые верха были просто побелены, впечатление было еще более ошеломляющим. Лишь где-то в высоте парили отдельные фигуры архангелов, троицы да над алтарной аркой широко разворачивалась Покрова, где в толпе молящихся были чубатые казаки, бурсаки в свитках, написанные клеевыми красками.

Иконы были, как и сейчас, и в небольших нишах стен – своеобразных киотах. Вот что писал об интерьере Покровского храма С. Таранушенко: «Интерьер поражает красотой, стройностью и высотой. Стены имеют легкий наклон в середину (10-15 см), как в деревянных храмах. Они обступают со всех сторон, захватывают ритмикой переходов от грани к грани, от стены к залому, от залома к восьмерику, уводя взгляд все выше и выше. Многочисленные линии среднего верха стремительно взлетают ввысь и на высоте первого залома начинают сближаться, но в гранях первого восьмерика они выпрямляются и устремляются вверх; в следующий момент они еще раз ломаются и сближаются, чтобы третий раз стремительно взлететь ввысь и напряженной кривой сойтись в зените верха. Тут не найти темного уголка; церковь залита светом, в одной только центральной башне 22 окна, которые прорезают ее стены в 3-х уровнях, отбрасывая глубокие ореолы».

Кроме того, алтарь освещает крупное крестообразное окно – характерная деталь деревянных черниговских храмов, перешедшая в каменную архитектуру.

ИНТЕРЬЕР

В течение трех столетий оформление интерьера Покровского храма неоднократно менялось. В начале 1730-х годов на деньги ректора Коллегиума Досифея Любимского был изготовлен новый резной золоченый иконостас. Около 1775 г. храм был оштукатурен, первоначальные хоры разобраны и заменены узкими балконами вдоль стен западной части. Тогда же были выполнены лепные обрамления 14 окон центрального объема. Лепные обрамления верхнего храма в поврежденном виде еще существовали в сороковых годах XX ст. и окончательно были уничтожены во время ремонта 1993 г.

Начиная с 1799 г., когда Покровский храм временно становится кафедральным, его интерьер переделывается в духе позднего классицизма. Сначала стены интерьера выкрасили светлой охрой, в карнизах и арках нарисовали лепной декор на красном и розовато-коричневом фоне. Позднее хоры перенесли в притвор, лепку и карнизы покрыли позолотой а стены храма на высоту 8 метров - белым искусственным мрамором. Дальнейшие ремонты уничтожили и эту отделку. Существующая, вместе с новым иконостасом, выполнена в 2002 г.

Древняя шатровая колокольня архаичного вида, хотя и встроена до половины в трапезную середины XIX ст., все же сохранила свою стать. Ее строительство завершено около 1740 г. по образцу оборонной колокольни Ахтырского Троицкого монастыря. Только они две и сохранились из всех, возведенных на Слобожанщине до 1770 годов. Колокольня Покровского храма также входила в оборонный комплекс. Только по ней мы сейчас можем судить о древних каменных оборонительных сооружениях Слобожанщины.

Колокольню строили не одновременно. Ее первые два этажа возвели как оборонную башню на рубеже XVII и XVIII ст. Согласно описи монастыря 1739 г., верх колокольни был деревянным.

В каменном основании около 8 м высотой (не считая подклета) было 10 бойниц, в семи из них можно было установить легкие орудия, а три западные имели варовые окна – машикули. Второй этаж башни был перекрыт полуциркульным сводом, на котором и стояла деревянная каркасная колокольня. Общий вид постройки напоминал деревянные башни – колокольни киевских монастырей – Софийского, Михайловского, Печерского и был не совсем характерным для Слободской Украины. Вход в верхний храм был сделан через башню внутри зарытого каменного перехода. По его верху галерея-опасание храма соединялась с галереей колокольни, значительно увеличивая сектор обстрела. Тогда же под храмом был выкопан подвал с тайником, из которого расходились подземные ходы.

В начале 40-х годов XVIII ст. была предпринята попытка строительства каменной ограды, приспособленной к обороне вокруг верхней территории Покровского монастыря. В этот период и надстроили в камне колокольню собора. В ее третьем ярусе появилась келья с пятью маленькими окошками-бойницами и печью зеленых изразцов, а в основании башни был насыпан кольцевой бастион. Тогда же возвели каменную надвратную башню овальной формы с двумя пушечными полубастиями по сторонам. Высота стен монастыря составляла около 6 м, а толщина – 1 м.

К 1840 году притвор неоднократно перестраивался, пока в 1843 г. полностью не утратил свой древний облик. В 1825 г. к нему с севера примкнул закрытый переход из нового Архиерейского дома, возведенный взамен разобранного крыльца XVIII ст.

В 1850 г. маковки и кресты собора были позолочены, а взамен существующей по проекту епархиального архитектора Федора Ивановича Данилова была выстроена новая трапезная, превосходящая старую по площади в четыре раза. Разрушенная в конце 1950-х годов, она отстроена в середине 1990-х годов в виде, близком к первоначальному. К чести архитектора Ф. И. Данилова следует сказать, что при ее возведении он повторил мотивы декора древнего храма – наличники, арки первого яруса, зубчатые карнизы.

В конце XIX ст и в течение XX ст. древний храм пережил множество перестроек и разрушений. Особенно он пострадал в 1930-е и в годы Второй мировой войны, после чего стоял без кровель около двух десятилетий.

В 1989 г. Покровский храм после долгих лет запустения вновь передан православной церкви. Тогда же возобновилась служба в стенах Покровского монастыря. До ремонта, произведенного Харьковской епархией в 2000 г., можно было подолгу рассматривать изящный кирпичный декор стен, покрытый тонкой известковой затиркой, любуясь работой древних мастеров. До этого реставраторы бережно расчищали и восстанавливали его несколько десятилетий. Теперь тонкие кирпичные профили, кронштейны, перехваты и капители колонн скрыты толстым цементным наметом – местами полностью исчезая под ним, отбрасывая на древние стены глубокие тени.

На колокольне Покровского храма в настоящее время висит большой колокол, отлитый в марте 1776 г. для несохранившейся Николаевской церкви. Редкое произведение слобожанских мастеров украшено по кайме тонким орнаментом и пространной надписью, в которой указано, что «соорудися…сей дзвон…стараниями отца Михаила и многих вкладчиков». Сейчас это самый старый сохранившийся крупный колокол в Харьковской области.

Сегодня 44-метровый Покровский собор по-прежнему украшает наш город. Что до краски на его стенах, то остается надеяться, что здравый смысл рано или поздно восторжествует и собор приобретет свойственные ему черты!

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.