Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Получатели субсидий стали должниками

На наличные можно перейти в люое время. Фото:newsnetwork.tv
Субсидианты стали заложниками несовершенного законодательства.

От нескольких сотен до тысяч гривен за тепло и горячую воду оказались должны многие харьковчане, которые в прошлом году оформили субсидию. Они стали заложниками несовершенного законодательства. В «Харьковских теплосетях» субсидиантов уверяют: они потребили больше тепла, чем предусмотрено социальной нормой.

Осенью оформили субсидию – летом оказались должны «Харьковским теплосетям» тысячи гривен. Многие харьковчане в июне получили квитанции за тепло, которые повергли их в ужас.

Забыли обязательный платеж

Потребители, всю зиму исправно платившие по счетам, увидели, что задолжали теплоснабжающему предприятию от нескольких сотен до тысяч гривен. В такой ситуации оказалась и пенсионерка Любовь Калугина. Субсидию она получает не первый год. Когда у женщины родился внук и его прописали в квартиру, где уже проживало четверо членов ее семьи, она вовремя переоформила субсидию с учетом новых данных и совершенно не ожидала оказаться должником.

– Получилось минус 749 гривен. Я пошла в «Теплосети», там говорят: есть обязательный платеж. Но ни в одном постановлении о субсидиях об этом не было сказано, ни в одной квитанции мы их не видели, – пожаловалась харьковчанка «ХН».

Обязательный платеж – сумма, которую субсидиант обязан был ежемесячно вносить на счет. В разъяснениях пресс-службы Министерства финансов сказано, что его можно не вносить лишь в том случае, если до этого получатель субсидии намного переплатил. Но и Любовь Калугина, и многие ее соседи по дому на протяжении зимы видели в квитанции суммы с минусом – так, будто бы у них на счету есть остаток. В «ХТС» и управлениях соцзащиты, которые растерянные субсидианты начали атаковать, разъясняют: эти деньги были потенциальными. В теплые периоды зимы соцслужбы начисляли больше денег на лицевые счета потребителей, чем теплосети насчитывали фактических платежей. По окончанию отопительного сезона и соцслужбы, и теплосети сделали перерасчет – теперь тепловики должны вернуть те суммы, которые они фактически не использовали.

Такая ситуация, говорят, была и раньше, но перерасчеты не совпадали во времени.

– В прошлом году тоже была похожая ситуация. Отделы субсидий сделали перерасчет в мае, ежемесячно летом вносили в платежки небольшую сумму, а «ХТС» свой перерасчет сделали в августе, и к этому времени часть долга была уже погашена, – поясняет «ХН» пресс-секретарь «Харьковских теплосетей» Татьяна Чуйкова. – Мы понимаем наших клиентов – они платят по квитанциям, а там указан минус. Но в договоре есть обязательный платеж, а люди привыкли ориентироваться только на квитанцию.

О существовании обязательного платежа потребителей должны были уведомить соцслужбы, но потребители уверяют: им об этом никто не сообщал. Ввиду ограниченных ресурсов, райотделы соцслужб не рассылали уведомлений.

Крайним оказался потребитель

<текст>В заблуждение потребителей ввели не только соцслужбы и тепловики, но и правительство Гройсмана. Накануне отопительного сезона государственные мужи анонсировали монетизацию субсидий – в том случае, если потребитель использовал теплоносителя меньше, чем ему полагалось по социальной норме, ему обещали отдать деньгами неиспользованную субсидию. Но вот только в правительстве забыли сказать, что жителей многоэтажных домов без приборов учета это не касается.

– Экономия предоставленной субсидии может быть только при наличии прибора учета непосредственно. Потому и обязательный платеж можно не платить только в том случае, если у вас в квартире или доме есть прибор учета газа, электроэнергии или тепла. И тогда, сэкономив определенное количество топлива в пределах социальной нормы, вы имеете право на возмещение его стоимости. В тех домовладениях, где приборов учета нет, никакой экономии быть не может, ее невозможно учесть, – заявил руководитель департамента соцзащиты ХОГА Юрий Шпарага.

Более того – если в квартире или на подъезде нет теплового счетчика, потребитель ни за что не узнает, сколько же действительно «Харьковские теплосети» использовали газа на отопление его дома и квартиры, и действительно ли есть расхождения между этой цифрой и той субсидией, которую ему предоставили. Не говоря уже о том, что сам потребитель не может экономно распорядиться субсидией и «прикрутить вентиль».

В итоге вышло так, что самые незащищенные потребители, живущие в типовых многоэтажках без счетчиков, теперь вынуждены в короткий срок отдать тепловикам огромные суммы. В противном случае – не получат субсидию на следующий отопительный сезон.

– Если есть сомнения по поводу возникновения данных долгов, следует обратиться в «Теплосеть» и получить распечатку, по которой будет понятно, из каких сумм сложилась задолженность. Но если в течение двух месяцев человек не оплатит или не реструктуризирует долг, он может остаться без субсидии на следующий период, – говорит Юрий Шпарага.

В «ХТС» даже предлагают тем, кто не в силах отдать долги одним махом, оформить рассрочку.

– Совместно с социальными службами было принято решение, что наличие договора реструктуризации будет достаточным основанием для получения вами субсидии в дальнейшем, – сообщает пресс-служба предприятия.

Для того чтобы оформить рассрочку, нужно обратиться в районный филиал КП «ХТС» с паспортом, идентификационным кодом (копии и оригиналы) и договором с предприятием.

Но далеко не все потребители готовы мириться с необходимостью расплачиваться за расхождения между соцслужбами и «ХТС».

– Я посчитала свою субсидию, отняла то, что мне начисляли теплосети по факту потребления, и все равно получилась цифра отрицательная. По поводу долга думаю – просто посмотрели на потолок и нарисовали эти числа, – уверена Любовь Калугина.

Пенсионерка отправила запросы в «ХТС» и соцслужбы с просьбой предоставить расчеты и прояснить ситуацию и готова дальше отстаивать свою правоту в суде.

Субсидии: новый сезон

По данным Департамента соцзащиты ХОГА, в области половина домовладений получают социальную помощь на оплату коммунальных услуг (513 тысяч из миллиона). С 1 мая начался автоматический перерасчет субсидий. Для пролонгации помощи от государства нужно оплатить все долги за коммунальные услуги или заключить договоры на их реструктуризацию. Визит в отдел соцзащиты потребуется, если кто-то прописался на жилплощади или выписался оттуда, а также в том случае, если у субсидианта изменились доходы.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.