Лекторы со всего мира и рейв со вкусом "Белочки". Как прошел фестиваль PLAN B
В конце минувшей недели в Харькове прошел фестиваль социальных инноваций и новой музыки PLAN B, объединивший экспертов из разных сфер и простых украинцев, которые не только мечтают о переменах, но и готовы воплощать их в жизнь.
В этом году PLAN B, который впервые состоялся в Харькове прошлой осенью, вышел на всеукраинский уровень – перед трехдневным марафоном в нашем городе фестиваль прошел в Днепре, Львове и Бахмуте. Главный месседж заключается в том, что в условиях, когда предложенный системой PLAN A не работает, – время брать инициативу в свои руки и переходить к PLAN B. По задумке организаторов, фестиваль должен объединить инициативных и творческих людей, до сих пор не знавших о существовании друг друга, и «превратить падение во взлет».
PLAN B появился, когда мы поняли, что в разных уголках нашей страны есть огромное количество очень крутых проектов и интереснейших людей, которые зачастую совершенно друг о друге не знают, - рассказывает директор фестиваля Алина Ханбабаева. - Мы решили, что классно собрать их в одном месте, познакомить друг с другом и таким образом усилить. Люди приезжают на фестиваль, знакомятся, эти знакомства перерастают в совместные проекты.
На PLAN B в Харьков съехались энтузиасты из разных уголков страны - Киева, Днепра, Запорожья, Львова, Винницы, Черновцов, Краматорска, Славянска и других населенных пунктов. Для них фестиваль предварительно разыграл 200 стипендий, взяв на себя расходы на проезд, проживание и питание.
Помогали украинской команде PLAN B сербские кураторы, которые ранее организовывали один из крупнейших музыкальных фестивалей Восточной Европы Exit и работали, в том числе, с Мадонной и Игги Попом. Финансовую поддержку обеспечивало Агентство США по международному развитию USAID, вход на все мероприятия был свободным.
С лекции на рейв
Дневная часть PLAN B проходила в форме конференции в Харьковской школе архитектуры, которую недавно открыл известный архитектор Олег Дроздов. На трехдневный марафон съехались десятки спикеров со всего мира, представляющие самые разные сферы – культуру и искусство, IT, урбанизм, экспериментальные медиа, социальное предпринимательство, волонтерство, альтернативное образование и прочие. В подвале школы архитектуры также работал лекторий от музыкального магазина «Культура звука»: своим опытом организации стартапов, среди прочих, поделились ведущий «Радио Аристократов» Влад Фисун и основатель 20ft Radio Сергей Тарановский.
По вечерам лекции сменялись музыкой. Концерты, как и год назад, проходили в «кулуарах» ХНАТОБа, в Оперном подвале, который давно стоило бы превратить в стационарную концертную площадку. Проект The Bug, под маской которого скрывается представитель культового британского лейбла Ninja Tune Кевин Мартин, с пол-оборота завел публику зажигательной смесью из дабстепа, дэнсхолла и хип-хопа, а австрийцы Electro Guzzi успешно доказали, что техно можно играть на гитарах.
Не меньше порадовали и украинские музыканты: особенно ярким оказалось выступление днепровского дарквэйв-проект Kurs Valüt, сочетающего остроумные социально-бытовые тексты и стильный синтетический саунд.
В сфере социальных инициатив и музыкальных фестивалей успех не измеряется количественными показателями, очень сложно понять, насколько правильно и верно то, что ты делаешь, - объясняет PR-менеджер PLAN B Екатерина Переверзева. - Из-за этого часто начинается эмоциональное выгорание. Важно дать понять человеку, что он в этой лодке не один. Например, сегодня ты организовываешь музыкальный фестиваль, а есть ребята, которые делают журнал. Когда ты создашь свою музыкальную группу, тебе помогут и те, и другие. Для PLAN B мы старались найти группы, которые не приезжали в Харьков, чтобы показать харьковчанам другую музыку.
Параллельно с концертами в кафе в саду Шевченко, которое на две ночи преобразовалось в локацию для рейвов, проходили диджей-сеты. Под визуальный ряд винилы крутили участники харьковского проекта YAMA (комьюнити диджеев, которые каждый понедельник до наступления холодов собирали на вечеринках в оркестровой яме возле ХНАТОБа сотни человек), резидент киевского клуба Closer SE62 и другие гости из столицы. В самом старом андеграундном клубе города «Живот» яблоку негде было упасть – там играли голландские диджеи.
PLAN В однозначно удался. В условиях дефицита актуальных событий в городе, когда в выходные порой не происходит ничего, кроме концерта группы «Нэнси» и других рудиментов из прошлого века, фестивалю по силам стать отправной точкой для культурного ренессанса, платформой, которая объединит тех, кому не все равно.
Музыка против экстремизма
Одним из самых впечатляющих на PLAN B стала история малийца Манни Ансара. Дипломированный юрист, Манни тем не менее всегда мечтал связать жизнь с музыкой. Однажды он убедил представителей коренного народа Мали, кочевников-туаргегов, собраться в группу Tinariwen, а сам стал их менеджером.
Изначально участники группы сами по себе играли в лагерях беженцев в Алжире, - рассказывает Ансар. - Некоторые из них придумали играть традиционную музыку туарегов на современных гитарах. Мы встретились в столице Мали Бамако, я предложил им создать группу. Каждые выходные мы стали организовывать концерты. В 1999-м нас увидели французы и пригласили на фестиваль в Анже во Франции. Менеджером я стал совершенно естественным образом: участники группы не умели писать, а я мог заниматься перепиской, документацией и вопросами, связанными с визами.
Сегодня в активе Tinariwen премия "Грэмми", концерты на Glastonbury и Coachella, в поклонниках числятся Том Йорк из Radiohead и Крис Мартин из Coldplay. Но Манни, по всей видимости не гнался за мировым признанием. В 2001-м вместе с группой среди дюн Сахары вблизи города Тимбукту он создал Festival au désert. В то время между населением северного и южного Мали существовал ряд конфликтов, поэтому изначальным посылом фестиваля стало налаживание диалога между разными частями государства через музыку.
Когда мы попали во Францию, мы познакомились с местной группой Lo’Jo, они спросили, можно ли им приехать в гости и поинтересовались, есть ли в Мали какие-то фестивали, - вспоминает Манни. - Я пригласил их, но предупредил, что у нас нет никакого оборудования и сцены. Сцену мы построили сами — нашли в пустыне камни высотой в метр, установили, засыпали пространство между ними песком, а сверху положили ковры; остальные издержки оплатили французы.
С каждым годом фестиваль набирал обороты, на него стали приезжать западные звезды - такие как фронтмен U2 Боно, - выступая при этом без гонораров. Однако в 2012-м север Мали, включая Тимбукту, оккупировали радикальные исламисты, которые тут же объявили шариат, ввели запрет на музыку и пригрозили отрубать гитаристам пальцы. Festival au désert с его идеями толерантности и мира сразу впал в немилость экстремистов. Казалось, что это конец, но желание продолжать было столь велико, что Festival au désert трансформировался в "Фестиваль в изгнании" - из года в год он кочует по городам и странам, пропагандируя мир во всем мире.
На PLAN B Ансар выступил с лекцией “Музыка как средство противодействия экстремизму и нетолерантности”, которая для Украины, вынужденной противостоять российской агрессии, особенно актуальна. Сам спикер уверен, что нашей стране удастся выйти из конфликта победителем.
Для меня очень странно, что то, что происходит в Украине, вообще возможно, - утверждает Манни. - К сожалению, вы находитесь на границе между западным миром и Россией, поэтому неизбежно становитесь жертвой политических разногласий и передела сфер влияния. Мне кажется, в вашей ситуации выход не может быть силовым, поскольку противник очень силен. Я надеюсь, что в России изменится режим, что будет правительство, которое осознает, насколько ненормальна и безумна эта ситуация. К сожалению, с Путиным я ничем не могу вам помочь. Когда такие вещи происходят впервые, непонятно, что делать. Но со временем люди объединяются и пытаются найти выходы, чтобы противостоять дальнейшей эскалации. Ваш народ уже пережил очень многое – у вас были и войны, и массовый голод, и даже ядерная катастрофа — я думаю, что это испытание вы тоже преодолеете.