Ошибки в проведении реформ
Какие основные закономерности и ошибки в проведении реформ в Украине?
Постоянно общаясь с различными отечественными и зарубежными реформаторами в Украине, решил просуммировать то, о чем говорить и разъяснять приходится чаще всего. По моему скромному мнению, реформы не могут быть успешными без учета таких ключевых составляющих:
1. Цель. Реформа не направлена на изменения процесса - реформа направлена на изменение результата. Изменения начинаются не с решения, а с осознания, что есть результат?
2. Коллектив. Реформы не делаются начальниками и исполнителями - реформы делаются лидерами и участниками. Наличие воли не компенсирует недостаток компетенции, также как наличие компетенции не компенсирует недостаток воли. Вначале создается коллектив, а затем он превращается в профессиональную команду. Но это не может произойти сразу.
3. Единица измерения в проекте - рядовой участник проекта. Главный дефицит реформ - участник проекта. Реформа проводится в интересах рядового участника. Бюджет проекта рассчитывается, чтобы привлечь лучших. Если проект не удерживает участников, он теряет накопленные компетенции и разрушается.
4. Проект. У проекта есть цель, задачи, сроки, участники и ресурсы. Проект начинается с концепции, доступной пониманию каждого участника проекта. Концепция усложняется и дополняется по мере развития проекта. Проект должен исходить только из текущих условий развития государства и общества, а не из желаемых или предполагаемых.
5. Структура. Старая структура никогда не позволит добиться новых целей. Зарплата - это бюджет привлечения и мотивации сотрудников, а для работы необходим бюджет развития. Блестящее администрирование не менее важно, чем блестящий креатив.
6. Лидерство. У реформаторов нет иерархии - в реформах конкурируют не статусы и звания, а идеи и поступки. Задача коллектива - развитие лидерских качеств каждого участника. Чем больше прав и полномочий у сотрудника, тем быстрее он учится и принимает решения по обстановке, чем меньше, тем меньше он доверяет себе и полагается на начальство и командование.
7. Профессионализм - это такой навык, который невозможно приобрести, но который надо ежедневно нарабатывать. Без этого никакой опыт ничего не стоит и мгновенно устаревает.
8. Коммуникация. Коммуникации нужны не для того, чтобы о проекте узнали те, кто о нем ничего не знает. Коммуникации нужны, чтобы проекту доверяли его участники и потребители его результатов. Или главными пиарщиками проекта должны стать те, кто вовлечен в проект и непосредственно заинтересован в его результате. Или они станут главными оппонентами.
9. Честность и доверие. Между своими может произойти все - но не должно быть одного - не высказанных сомнений. Сомнения нельзя устранить, их надо каждый день переделывать в уверенность. Уход лидера от вопроса в своей команде равняется обману.
10. Ошибки. У каждого в команде должно быть право на ошибки и неудачи. Ошибка , по которой не сделан разбор и нет выводов - превращается в катастрофу. Ошибка, по которой сделаны выводы - это новая возможность и нормальный этап развития. Ошибок надо стараться избежать, но их нельзя бояться.