Митя Фенечкин: «Украине не хватает панка»
Днем Митя Фенечкин работает в крупной IT-компании, а вечером – рисует. В прошлом году он выпустил книгу «zdesь», создал обложку альбому «Океана Ельзи» и портрет Moby, который знаменитый музыкант опубликовал в своем Instagram, а сейчас работает над новым проектом.
На Мите – футболка с надписью «Wasserwaage» - названием дебютного альбома «Вагоновожатых». У стены стоит большой холст. Фенечкин пьет красное вино, ест сыр и с первых же секунд производит впечатление человека, которого знаешь много лет.
- Ты родился в Омске, потом переехал в Николаев. Как тебя занесло в Харьков, с чем связаны такие сложные перемещения?
- Думаю, с годом Дракона. Я родился в год Дракона и каждые 12 лет так получается… В 12 лет я переехал в Николаев, в 24 – в Харьков. Мой товарищ уехал сюда к другу, Олегу Каданову из «Оркестра Че». Зимой в декабре 2011-го он говорит: «Чувак, чего ты сидишь в своем Николаеве, прикатывай сюда, посмотришь, может, останешься». Я приехал с компьютером сразу – думал, две недельки пофрилансю. Через четыре месяца понял, что осел тут.
- Какой из этих трех городов ты считаешь родным?
- Сейчас я купил холст, готовлю довольно долгосрочный проект, он называется «Дом». Я исследую свои ощущения, эмоции и привязанности, потому что когда ты постоянно переезжаешь, трудно проявить в себе понятие Родины. Омск ограждается все дальше, хотя это мое детство. Сейчас мне кажется, что Харьков - самый близкий мне город.
- Расскажи подробнее об этом проекте.
- Я все время рисовал ручкой и вдруг мне шибануло в башку взять краски и рисовать картины. Надо выходить из своих рамок. Меня очень пугает, когда ты встаешь на какую-то колею и фигачишь по ней. Когда я понял, что двигаюсь в одну сторону, мне стало неприятно, и я начал делать что-то другое – ставить себя в неудобные положения и учиться. Сразу с цветом не начал работать, пока черно-белые штуки рисую, но все-таки это другой формат и получается совсем по-другому.
- В интервью ты говорил, что не помнишь, когда начал рисовать. А помнишь ли ты свой первый сознательный рисунок?
- Я помню, как рисовал на асфальте, дети изображали машину сбоку, а я старался сразу рисовать в перспективе. С рождения легко шло и меня перло. Помню первые сознательные два рисунка – мне было лет 7-8 и я нарисовал маркером на стене подъезда логотипы Metallica и Reebok, меня друг научил.
- Когда ты начинаешь рисовать, знаешь, как будет выглядеть законченное произведение или импровизируешь в процессе?
- Зависит от периода. Когда я жил в Николаеве, мне нравилось не ограничивать себя рамками законченной построенной композиции и конкретного продуманного смысла, потому что когда ты этот смысл находишь, картина заканчивается. Мы собирались толпой, я чуваку всю комнату разукрашивал, при этом изначально не зная, к чему это придет. Со временем стал искать какой-то баланс, а сейчас предварительно делаю эскизы, стараюсь все заранее продумать.
- Я так понял, что книга «zdesь» фактически появилась из твоей ссоры с ребятами, которым ты рекламировал блокнот? То есть она вышла из случайности?
- Не то чтобы я поссорился, чуваки просто подарили блокнот и сказали, чтоб я присылал им три эскиза в месяц. Одно время я так и делал, но не всегда хватало времени, к тому же хотелось, чтоб это были не просто почеркушки, а плюс-минус законченные работы. Поэтому я начал затягивать, а они начали писать: «Чувак, что-то у тебя туго идет, давай вырви свои картинки и пришли нам блокнот». Я такой: «О, не-не-не!» (Смеется)
- Получается, ты давно вынашивал этот замысел?
- Да, я несколько картинок нарисовал и понял, что хочу сделать книгу. Полностью я ее не дорисовал, даже до половины, потому что посчитал, что там уже 200 страниц – за свой счет выпустить это довольно дорого. Если б я еще дальше рисовал, я бы просто не осилил бы ее издание.
- А почему решил выпускать книгу за свой счет?
- Не хотел ни от кого зависеть. Этот проект (показывает на холст) я, наверное, буду выставлять где-то и все-таки превращу в книгу. Книга – это более интимный контакт со зрителем, аналоговый продукт, а не просто цифровые картинки.
- Ты выставлял в Instagram фото нардепов Лещенко и Найема с экземплярами «zdesь». Как книга попала к ним в руки?
- (Смеется) Это была шутка, моя подруга Оля Иващенко работает фотографом в Раде, я ей отправил десяток книг, мы поприкалывались и раздали депутатам.
- Ты рисовал обложки «Оркесту Че», «Вагоновожатым», «Океану Ельзи». Как обычно происходит сотрудничество? Ты пишешь группе или они сами выходят на тебя?
- С «Орекстром Че» – понятная история: я знаю, что они пишут альбом, они - что я буду рисовать обложку. С «Вагоновожатыми» тоже так примерно и было – я написал Валику [гитаристу группы Валентину Панюте – прим. «ХН»], мы шапочно были знакомы: «У вас первый релиз вышел, можно на второй вам что-то нарисовать?» Он такой: «Блин, я хотел тебя попросить, но все говорят, ты занят». А я ему: «Да какое занят, давай!» Парочку обложек им нарисовал, потом у них вырисовался другой минималистичный стиль. С «Океаном Ельзи» у нас была история недолгая, но динамичная. Я сам им написал. Поехал в Тбилиси и тут мне звонит Вакарчук. Мы постоянно созванивались, я хотел одно, надо было другое – все-таки это поп-музыка. В какой-то момент подумал, что это не моя тема, но надо добить.
- Денег за работу не берешь из принципа?
- Не то чтобы принципиально, если сильно будут пихать, может и возьму, смотря какая ситуация будет.
- А если бы кто-нибудь из поп-исполнителей, например, Светлана Лобода предложила тебе большую сумму за обложку нового альбома? Взялся бы?
- Я не буду рисовать, если мне это неинтересно. Но если в какой-то момент будет веселое настроение и станет интересно нарисовать обложку ради шутки, почему бы нет? Просто пока нет нужды, зачем превращать это в очередную работу? Я лучше буду отказываться.
- Как ты укладываешься в 24 часа?
- Тяжело. Я в принципе довольно много работаю, как мне говорят. Хотя могу рисовать, попивая вино дома - параллельно общаюсь с друзьями, либо фильм смотрю. Некоторые художники говорят: «Я работаю». Я не могу так сказать - рисую, но у меня язык не поворачивается назвать это работой.
- Вернемся к Харькову. Можно ли сегодня говорить о культурном ренессансе в нашем городе?
- Первое время, когда я приехал из маленького Николаева, мне казалось, что тут постоянно что-то происходит, просто невероятные движухи. Со временем все как-то стало тускнеть, мне перестало хватать всего происходящего, хотя сейчас много всего и это круто – появилась ДК Art Area, фестивали еды, виниловые фесты. Тот же Импульс-фест – медленно, но развивается.
- Но в лайн-апе Импульс-феста полно морально устаревших групп вроде AMATORY. Почему Editors, например, выступают под Львовом, а не в Харькове?
- Думаю, что это связано с финансовой стороной, вкусами организаторов и, возможно, планами артистов, которые попадают под траекторию фестиваля. В России рэп-движуха, версусы, а у нас такое ощущение, что андеграунд сросся с мейнстримом, не хватает нишевой культуры, маргинальщины, когда чувак выходит и начинает панкуху валить, бухать, кидаться со сцены чем-то, вести себя как первая вокалистка Crystal Castles. Все слишком аккуратненько вылизано, не хватает панка.
- Как художник, что бы ты добавил в портрет сегодняшнего Харькова?
- Я бы добавил пандусы для инвалидов и велодорожки. Пару недель назад я был в Гамбурге - велодорожки повсюду, все на великах ездят, машин все меньше. Приятно, когда все для людей. Я очень надеюсь и верю, что в связи со всеми событиями в стране харьковчане меняются к лучшему. Большинство моих знакомых перестали выбрасывать окурки, мусорить. Из этих мелочей складывается все.
- Почему перестали мусорить? События в стране так повлияли или просто морально дозрели?
- Все вместе. Возможно Майдан дал ощущение, что любой человек может что-то изменить и нужно начинать с себя. Конечно, дебилы попадаются до сих пор иногда аж противно. Хочется, чтоб их было меньше.
- Кого ты относишь к этой категории?
- Недавно с моим другом произошел неприятный случай. Чувак поставил тачку на парковке, а сзади его подпер таксист на эко-такси. Мой друг попросил его: «Отъедь, пожалуйста, мне надо выехать». Тот ответил: «Пошел на ***, п****». Вот пример дебила. Я в Николаеве постоянно с этим сталкивался – на тебя кричат, нарываются, морду пытаются набить, потому что у тебя длинные волосы. Непонятно, откуда это в людях берется и что с этим делать.