Украинизация в Харькове: начало
Февральская революция, покончившая с царизмом, дала возможность полноценному, не стесняемому официальными запретами, национальному возрождению народов бывшей Российской империи. С этим временем связана и первая попытка украинизации Харькова.
Обозначение и закрепление его как украинского города было ненасильственным и шло изнутри. Иначе и быть не могло – осознанное украинское движение в Харькове к этому времени насчитывало не один десяток лет, не говоря о том, что значительная часть населения города и губернии была украинской.
Желто-голубое знамя над городом
Уже 8 марта (по ст. ст.) 1917 года, спустя 6 дней после падения самодержавия, была создана первая официальная украинская организация Харькова – Украинский организационный комитет. Его председателем избрали одного из столпов украинского движения, известного этнографа, писателя, искусствоведа, композитора, бандуриста Гната Хоткевича. Участники комитета вырабатывали предложения, а также давали справки, как отмечали газеты, по всем вопросам, касающимся украинского дела, а также собирали пожертвования на украинские прессу, издательство, типографию, собственный дом, организацию, съезды и подготовку к выборам в учредительное собрание.
А первое формальное и очень важное, поскольку было показательным – urbi et orbi – маркирование Харькова как города, относящегося и принадлежащего Украине, а не какой-либо другой части бывшей Российской империи, прежде всего не русскому, произошло спустя еще 8 дней – 16 марта, во время праздника Дня революции, проводившегося по всей новообразованной республике.
В этот день солдаты и офицеры местного гарнизона, а также представители различных общественных организаций, заводов, учебных заведений, банков и так далее шли огромной колонной от казарм запасного батальона на перекрестке Сумской и нынешней Динамовской улицы вниз к Николаевской площади, теперь Конституции, к зданию городской думы. Дальше, по словам журналиста «Южного края», события развивались так: «При прохождении мимо городской думы украинцев произошел следующий инцидент: украинцы остановились у входа в думу и потребовали, чтобы на здании гордумы развевался украинский флаг, мотивируя это тем, что праздник происходит на земле Украины. Требование украинцев было немедленно исполнено». Таким образом, дату 29 марта по новому стилю можно считать первым появлением в Харькове национального желто-голубого знамени.
Шевченко в думе
Следующая важная символическая акция произошла в Харькове 30 апреля (13 мая) во время Праздника Украины, который торжественно отметили харьковцы, в том числе представители местного гарнизона, определившие себя украинцами. В здании городской думы вывесили портрет Тараса Шевченко.
В полдень на Соборной площади напротив Успенского собора состоялся парад украинских войск, после чего «огромная масса украинцев» под национальными знаменами, с исполнением украинского гимна, направилась опять же к зданию городской думы. Люди несли изображение Кобзаря. Возле думы перед собравшимися выступил на украинском языке активный участник национального движения и представитель харьковской украинской рады Сергей Прокофьевич Тимошенко. В цивильной жизни он был архитектором, среди его работ дом доктора Бойко на улице Мироносицкой, с росписью Самокиша.
«После речи г-на Тимошенко почетный караул украинцев-казаков вместе с портретом Т. Г. Шевченко торжественно направился в гордуму; через несколько минутъ казаки появились на балконе гордома с высоко поднятым портретом Т. Г. Шевченко.
Мощные крики «слава» встретили появление портрета Т. Г. Шевченко. Потом все стихло, и среди гробовой тишины величественно спокойно понеслись звуки «Заповіта».
И пока многотысячная толпа пела «Заповіт», казаки вошли в зал заседаний гордумы и повесили там портрет Т. Г. Шевченко. Там, где уродливо колебалась анемичная фигура Николая ІІ, во всей красоте гениальной мощи возвысилась фигура великаго Кобзаря – символа вольной Украины», – рассказывал «Южный край».
Это было первое появление в публичном, к тому же официальном, месте изображения Кобзаря. За два десятилетия до этого царская власть не разрешила выставлять бюст поэта публично не кому-нибудь, а видным горожанам – семейству Алчевских. Памятник пришлось ставить в саду особняка.
Украинское образование
Параллельно закладывался фундамент того, без чего невозможно развитие национального самосознания – украинского образования. В конце марта вышла газета «Рідне слово» и появилось общество «Рідне слово» для разработки вопросов национализации воспитания и образования. Постепенно организовываются курсы украиноведения как для всех желающих, так и отдельно для педагогов. Правда, с этим дело шло достаточно медленно: первые общие курсы открылись в конце апреля, а для преподавателей народных школ Харьковского уезда – в начале июня, еще через месяц городские власти откроют курсы для учителей Харькова.
Все острее встает вопрос об открытии украинских гимназий в городе и уездах. «Южный край» писал, что «простая заметка о проекте украинской гимназии в городе вызвала столько заявлений как от родителей, так и от учащихся, что едва ли можно будет остановиться даже на 4 классах. Педагогический персонал с излишком может обслуживать все 8 классов». В итоге, правда, решили остановиться на первых двух классах, с тем чтобы для остальных подготовить новую программу.
В начале июля известный художник Сергей Васильковский организовывает товарищество «Музей Слобожанщины», куда завещает более тысячи собственных картин, а также коллекцию иностранных авторов.
Украинизируются и войска, расположенные в Харькове. В составе гарнизона выделяются украинские части.
Тем временем между Центральной Радой в Киеве и Временным правительством в Петрограде шла борьба за безоговорочное признание общероссийским руководством политической автономии Украины. Речь об отделении пока не идет.