Кредит под неизвестное: чиновники собираются купить троллейбусы в долг
В горсовете планируют одолжить 10 миллионов евро на покупку новых троллейбусов. Но сами чиновники еще не понимают, что они собираются покупать, – или скрывают свои намерения.
Харьков снова намерен влезть в долги. Городской голова Геннадий Кернес обратился к руководству Европейского банка реконструкции и развития с просьбой одолжить деньги на обновление подвижного состава электротранспорта. Стороны подписали предварительный договор о кредите, но для харьковчан предстоящая покупка – кот в мешке.
Неизвестные проценты
Состояние харьковских троллейбусов оставляет желать лучшего. Машины часто не выходят на линии из-за поломок, а в сырую погоду пассажиры рискуют получить удар током при выходе из «рогатого» из-за того, что в отработавших свой срок троллейбусах ухудшается изоляция проводки. Это признают и в горсовете: по данным Департамента инфраструктуры, 30 % подвижного состава нуждается в капремонте.
Раньше город время от времени покупал старые троллейбусы, что неоднократно вызывало скандалы из-за неуместно завышенной цены покупок. В этот раз чиновники решили потратиться на новые машины. Для этого обратились за кредитом к Европейскому банку реконструкции и развития и даже подписали предварительное соглашение.
Речь идет о том, что ЕБРР одолжит Харькову 8 миллионов, а Фонд чистых технологий – еще 2. На эти деньги город закупит через международный тендер 50 троллейбусов. Сколько миллионов придется вернуть – чиновники по традиции не говорят.
"Это будут те проценты, по которым работает ЕБРР: они льготные и несравнимы с процентами украинских банков", – уверяет вице-мэр Игорь Терехов.
О новых троллейбусах пока известно только то, что они будут нового поколения, с энергосберегающими технологиями. Если сделка состоится, машины выйдут на маршрут только в следующем году – ведь окончательного ответа по кредиту в ЕБРР еще не дали, решение будет принято в ноябре.
Сделка со вкусом скандала
Покупка 50 троллейбусов (это примерно четверть всего троллейбусного парка города) существенно улучшит жизнь и пассажиров, и водителей. Остается открытым вопрос цены, которую харьковчанам придется заплатить за обновки. По предварительным расчетам получается, что каждая новая машина обойдется городу в 200 тысяч евро. Это несколько больше, чем сумма, которую обычно платят украинские города за троллейбусы отечественного производства (см. инфографику), но чуть меньше, чем заплатили в городе Ровно за белорусский гибридный троллейбус Vitovt.
Загвоздка в том, что в Департаменте инфраструктуры даже не прописали свои требования для международных торгов.
"Мы еще до конца не сформировали задание для тендера, – признались в Департаменте на общем межфракционном заседании депутатов горсовета накануне сессии. – Если мы говорим о спаренных троллейбусах, то их будет 50, если же они будут спаренными не все, а только часть, то можно будет купить и 70".
Неточность поставленной задачи настораживает общественников, которые занимаются борьбой с коррупцией. Ведь Харьков довольно часто попадал в коррупционные скандалы в связи с покупкой городского транспорта. Показательна последняя закупка подержанных чешских троллейбусов. В марте этого года торги были отменены из-за нарушения законодательства по вопросам публичных закупок. «Троллейбусное депо № 2» на портале ProZorro планировало закупить 5 подержанных троллейбусов «Шкода» за 10 млн грн. Цена одного, таким образом, составила бы 2 млн – половину цены нового троллейбуса.
Торги, тем не менее, были проведены повторно. Для Харькова купили 10 троллейбусов б/у. В среднем каждая машина обошлась в 1,9 млн грн.
"Они купили 5 машин ТР-14 и 5 ТР-15 – гармошку. И те, и другие троллейбусы покупались за одну цену, и это наталкивает на определенные мысли. По сравнению с другими городами – Херсоном, Ивано-Франковском, Запорожьем – они были закуплены в 2–3 раза дороже. Аналогичная спецификация, капремонт сделан – то есть нельзя сказать, что подобрана какая-то особая начинка. Очень возможно, что поставщику эти троллейбусы достались бесплатно как списанные", – рассказал «ХН» эксперт Харьковского антикоррупционного центра Евгений Лисичкин.
По данным ХАЦ, победитель торгов, фирма MVO Invest s.r.o, ранее поставляла бывшие в употреблении трамваи и троллейбусы фирмам из окружения Добкина, которые затем предоставляли их в аренду харьковским коммунальным предприятиям. Кстати, на днях прокуратура Харьковской области открыла уголовное производство по факту одной из таких закупок: Салтовское депо планировало купить 5 трамвайных вагонов вдвое дороже, чем аналогичные в Запорожье.
Именно поэтому, говорят антикоррупционеры, за предстоящей сделкой нужно следить очень внимательно, ведь в случае неоправданно завышенной цены расплачиваться за лишние деньги в кармане поставщика придется харьковчанам из бюджета города.
Опыт других городов: в Одессу приедут «белорусы»
Опыт обращения к ЕБРР за кредитом на троллейбусы уже есть у Одессы. Еще в 2015 году банк одобрил заем для города в размере 8 млн евро под 7 % годовых на 12 лет. Тендер выиграл белорусский «Белкоммунмаш», его соперником был украинский «Богдан».
Одесса купила 47 троллейбусов, оснащенных навигацией, кондиционерами и точками доступа Wi-Fi. Их привезут в город в течение года.