Предприятие, которого нет: как в Харькове парковки затерялись в поле закона
Муниципальные парковки – одно из самых старых коммунальных предприятий Харькова. Упорядочить места, где горожане оставляют автомобили и таким образом еще и пополнить бюджет, пытались еще до прихода к власти команды Кернеса-Добкина, эра которых ознаменовалась ростом количества КП. Только вот поставить эту отрасль на коммерческие рельсы у чиновников почему-то не получается.
Как золотое дно оказалось пустым
Долгое время муниципальной парковкой в Харькове занималось одноименное коммунальное предприятие. При этом часть территорий, где харьковчане оставляли свои автомобили, были частными – предприимчивые горожане брали участки в аренду у муниципалитета, облагораживали и сдавали в аренду поместно автомобилистам. Уже тогда наметилась подозрительная тенденция: в то время как владельцы частных парковок обогащались, руководители муниципальной не могли свести концы с концами. Причем настолько, что КП оказалось должно городскому бюджету за изготовление квитанций, которые выдавались водителям вместо чеков, – на тот момент КП «Муниципальная парковка» работало без кассовых аппаратов. Конфликт достиг таких масштабов, что исполком обязал «Муниципальную парковку» закупить кассовые аппараты, а мэр Владимир Шумилкин решил пожаловаться в прокуратуру.
Но изменения к увеличению прибыли не привели. В 2006 году, когда команда Кернеса-Добкина пришла к руководству городом, официальные данные Департамента транспорта и связи свидетельствовали: только треть автомобилистов платит за места. Коммунальщики напирали, что большинство местных водителей просто игнорируют требования парковщиков. Но тогда оппозиционный городской власти депутат, а теперь заместитель мэра Андрей Руденко настаивал: город остается без прибыли, потому что половина полученных средств уходит налево, как минимум в карманы парковщиков. Ведь контроля, сколько талонов пробивается через кассовый аппарат, а сколько денег передается из рук в руки, нет.
Общеизвестно, что люди «в зеленом» зачастую не отдают чеков, играют в полцены, фактически работают на свой карман. Вопрос об учете средств, которые получает город от парковок, мог бы решиться легко – путем оборудования городских стоянок для авто паркоматами.
Как харьковчане от заработка отказались
Со временем вопрос оборудования парковок стал не только обоснованным, но и необходимым. В 2009 году вступило в силу постановление Кабмина, которым правительство обязало оборудовать все парковки электронными учетными устройствами. Они блокируют выезд или заезд водителя-неплательщика, а также исключают из денежного оборота человека-парковщика, что в свою очередь делает невозможным бытовую коррупцию. Но в Харькове, кроме парковок возле аэропорта (проект не городской) и в парке Горького, паркоматы так и не появились. Основной причиной этого городские власти из года в год называли отсутствие средств в бюджете на реконструкцию парковок. Стоимость паркомата доходила до 50-60 тысяч гривен.
При этом интересен такой факт: харьковскому горсовету предлагали за счет бизнеса оснастить все городские парковки автоматами, но власть имущие отказались от такого предложения. В 2013 году к городскому голове Геннадию Кернесу обратились израильские инвесторы – крупнейшая в мире компания «Мад Парк», которая занимается именно оснащением парковок во многих странах Европы. Они предложили за свои деньги оборудовать муниципальные стоянки – оснастить их соответственно мировым стандартам – паркоматами, камерами наблюдения. От власти просили лишь содействия в оформлении разрешительных документов. Доходы от сборов должны были поступать как в бюджет фирмы, так и в бюджет города. Срок окупаемости проекта составлял 7 лет.
Во всех европейских городах, – говорит представитель компании «Мад Парк» Валерий Штракс, – сбор от парковки приносит около трети доходов городских бюджетов. В Харькове, при 5-миллиардной казне в 2013 году, они составляли лишь 2,7 миллиона. Как минимум еще четыре с половиной миллиона в год могли бы поступать в бюджет, если бы стояли паркоматы. А так эти средства тратятся на зарплату парковщикам и уходят налево. Мы же предлагали сделать так называемые образцово-показательные парковки, где люди могли бы почувствовать, что о них заботятся, что им предоставляют услугу качественную, нормальную. В Израиле было то же самое в самом начале.
Но инвесторам было отказано и, как уверяет Штракс, в весьма хамской манере. В эти же годы команда мэра взяла миллионные кредиты на реконструкцию парка Горького, а теперь выделила миллионы на сад Шевченко. В то время как могла бы осуществить не просто имиджевый, но и прибыльный для бюджета проект. И абсолютно бесплатно для харьковских налогоплательщиков.
Куда уходят средства
Немалые деньги были вложены в реформирование самого предприятия – помимо кассовых аппаратов, у парковщиков появилась заметная зеленая форма, на парковках – новые синие таблички, а само предприятие преобразовали из КП «Муниципальная парковка» в КП «Харьковпарксервис». И, как водится, все претензии к минувшему предприятию были прощены вместе с его ликвидацией в 2012 году.
Тогда же в Харькове практически исчезли частные парковки, количество муниципальных было удвоено – сейчас их 114 – а руководителем предприятия стал молодой Дмитрий Мандриков – настоящая темная лошадка в команде Кернеса. Он не так публичен, как остальные из молодых и ранних, а его декларация практически не содержит никакой компрометирующей информации. Живет, судя по документам, на одну зарплату, владеет домом в Черкасской Лозовой и квартирой в Харькове совместно с родственниками. Правда, вступление в должность Мандриков в 2012 году отметил покупкой автомобиля BMW того же года выпуска, который на тот момент стоил не меньше 50 тысяч долларов. Возможно, ему эти деньги просто подарили, как нередко происходит с харьковскими политиками и депутатами. Правда, сам Мандриков ни свои доходы, ни деятельность не комментирует.
Между тем, говорит юрист харьковского автоклуба Денис Журавель, их игнорирование – не просто нарушение закона, но и отличная лазейка для распределения доходов от парковок нелегально. Ведь если посмотреть на чек, который выдают водителям, то на нем до сих пор написано не КП «Харьковпарксервис», а «Муниципальная парковка» и ниже – ФОП Нестеренко или какой-то другой.
Фактически, – говорит Денис Журавель, – коммунальное предприятие не само обслуживает площадки, а сдает их частным лицам. Речь идет об использовании так называемых фирм-«прокладок», которые позволяют скрывать часть доходов. А учитывая, что действие Кабмина никто не отменял, водители таким образом финансируют именно эти «прокладки», а не приносят прибыль в бюджет. И имеют законное право отказываться оплачивать парковку.
Но такие законники-неплательщики, похоже, мало интересуют городскую власть. Большинство водителей продолжает платить, причем наличкой. Введенная в прошлом году система электронных платежей оказалась настолько сложна и неэффективна, что ею практически никто не пользуется, говорят сами водители. А значит, нелегальные доходы коммунальщиков, чиновников и их посредников продолжают расти.