Харьковъ сто лѣтъ назадъ, 22 января-12 февраля : дерзкое нападеніе на жену адвоката, керосиновый кризисъ, охотники за одѣлами
В нашей постоянной рубрике – обзор городских событий, о которых писали газеты в начале XX века.
24 января, вторник. Опозданіе поѣздовъ. Свирѣпствующіе въ настоящее время почти повсемѣстно большіе морозы и снѣжныя вьюги очень затрудняютъ движеніе поѣздовъ, которые прибываютъ къ намъ съ юга и сѣвера опять съ большими опозданіями. Столичная почта, получавшаяся при нормальномъ движеніи поѣздовъ рано утром, теперь, при хроническомъ опозданіи поѣздовъ, получается около 2 часовъ пополудни.
Ниже 13° по Реомюру. По постановленію г. харьковскаго губернатора домовладѣлица по Монастырской улицѣ № 10, вдова д. с. с. З. Н. Сумцова и завѣдывающій этимъ домомъ кр. І. Т. Осокинъ за допущеніе въ сдаваемыхъ ими квартирахъ температуры ниже 13-ти градусовъ по Реомюру подвергнуты каждый денежному штрафу въ размѣрѣ 1000 рублей съ замѣною, въ случаѣ неуплаты, арестомъ на два мѣсяца.
29 января. На конкѣ. Администрація конки, совершенно не заботится объ удобствахъ харьковскаго населенія. Если пріостановеніе конки 26-го января можно было еще объяснить разразившейся сильной бурей, то 27-го января никакихъ извиняющихъ обстоятельствъ уже не было; а, между темъ, движениіе происходило (и то не цѣлый день) только по линии «Вокзалъ – Конная». Не удосужились расчистить даже кусокъ Старо-Московской линіи, не говоря уже о линіи «Сумская – Москалевка». То же положеніе осталось и вчера; конка по Сумской улицѣ не двигалась, причемъ не было замѣтно никакихъ приготовленій къ тому, чтобы расчистить этотъ путь. Если къ этому прибавить, что администрація трамвая пошла на усиленные расходы, чтобы не лишать жителей удобства сообщенія, то станетъ ясной разница между муниципальнымъ трамваем и концессіоннымъ предпріятіемъ. Защитникамъ концессій в нашей думѣ слѣдуетъ обратить на это вниманіе.
На фото: Сумская зимой, 1913 год. Фото А. Евневича (Гапона)
30 января. Переполненіе пассажирскихъ поѣздовъ. Всякій, кто бываетъ на вокзалѣ, можетъ видѣть, что творится въ пассажирскихъ поѣздахъ. Никогда еще вагоны не были такъ переполнены, не было такой давки и толкотни. В купэ набивается по 12-14 человекъ, въ корридорахъ нѣтъ возможности пройти, настолько они заняты пассажирами и ихъ багажемъ. При борьбѣ за право стоять въ проходѣ происходитъ рядъ инцидентовъ, завершающихся общим споромъ и бранью. Желѣзнодорожная администрація не въ силахъ бороться съ непорядками, происходящими въ поѣздахъ: наплывъ пассажировъ носитъ прямо-таки стихійный характеръ, увеличить же число поѣздовъ по обстоятельствамъ военнаго времени совершенно не представляется возможнымъ. Харьковской публикѣ, поэтому, можно посовѣтовать лишь одно: не выѣзжать изъ города безъ крайней необходимости, ибо поѣздки теперь – сплошная мука.
5 февраля. «Реквизиція». По примѣру Киева, и въ нашемъ городѣ, главнымъ образомъ на окраинахъ, появились шантажисты, являющіяся в дома якобы съ целью реквизиціи одѣялъ. Ходятъ они группами по 2-3 человѣка. Одинъ изъ нихъ, какъ намъ сообщаютъ, одѣтъ въ форму, не то военную, не то полицейскую. Слухъ о производствѣ «реквизиціи» одѣялъ, взволновалъ населеніе. Наиболѣе легковѣрные поспѣшили распродать одѣяла за безцѣнокъ, возможно, что тѣмъ же самымъ шантажистамъ. Той же участи подверглись и подушки. Нѣкоторые изъ обывателей, во избѣжаніе «реквизиціи», одѣяла и подушки держатъ припрятанными въ укромныхъ мѣстахъ. По поводу слуховъ о «реквизиціи» одѣялъ мы должны отмѣтить, что никакихъ распоряженій о производствѣ ея отъ властей не исходило, и всѣхъ тѣхъ лицъ, которыя будутъ являться къ обывателямъ для производства «реквизиціи», необходимо задерживать и передавать въ распоряженіе полиціи, а въ случаѣ невозможности – заявлять о всѣхъ подобныхъ случаяхъ немедленно полиціи в цѣляхъ пресѣченія дальнѣйшей преступной дѣятельности шантажистовъ.
9 февраля. Дерзкое нападеніе и грабежъ на Московской улицѣ. Вчера днем на Московской улицѣ – въ наиболѣе людномъ и оживленномъ центрѣ города – была ограблена жена мѣстнаго адвоката г-жа Б. при слѣдующихъ обстоятельствахъ: г-жа Б. вышла изъ кондитерской Покъ в началѣ второго часа дня. Съ нею поровнялся элегантно одѣтый молодой человѣкъ съ портфелемъ въ рукахъ. Рѣзкимъ и быстрымъ движеніемъ руки онъ рванулъ редикюль съ такой силою, что Б. еде удержалась на ногахъ, однако вырвать редикюль изъ рукъ грабителю не удалось. Тогда онъ съ необыкновенной быстротою и ловкостью раскрылъ его и, несмотря на сопротивленіе г-жи Б., вынулъ изъ него всѣ бывшія тамъ деньги, около 150 руб. Затѣмъ грабитель бросился бѣжать, но г-жа Б., крича о помощи, схватила его за руки. Грабитель сдѣлалъ усилиіе и вырвался, ударивъ Б. так сильно, что она чуть не упала. Грабитель, преслѣдуемый публикою, успѣлъ добѣжать до Слесарнаго переулка, вбѣжалъ въ какой-то дворъ, перепрыгнулъ черезъ заборъ и скрылся безслѣдно. Во время погони онъ обронилъ свой портфель. Въ немъ оказалось… бѣлье и только. Грабитель среди бѣла дня – явленіе, необычное для нашего города, и надо принять всѣ мѣры къ тому, чтобы такія явленія в центрѣ города не повторялись.
12 февраля. Керосиновый кризисъ принимаетъ все болѣе острый характеръ, что особенно чувствуется въ уѣздахъ. Крупныя фирмы, не довольствуясь нормированной прибылью, сокращаютъ свои операціи. Мелкіе перепродавцы продаютъ полученный по нарядамъ товаръ с надбавкой 3 руб. на пудѣ. Крестьянскія мельницы съ нефтяными двигателями остались совершенно безъ топлива. Лишь изрѣдка удается получить контрабандой изъ Харькова боченок-другой жидкаго топлива, пускаемаго въ продажу подъ всякими причудливыми названиями: «Петролеумъ», «Отролеумъ», «Полугудронъ» и т. д. Подъ этимъ названіемъ продается обыкновенная моторная нефть по 7 руб. за пудъ. Нефтеторговцы усиленно практикуютъ денатурализацію керосина; керосинъ, смѣшанный съ мазутомъ, продается подъ разными марками по вольнымъ цѣнамъ. Такимъ образомъ, населеніе лишается значительной части получаемаго по нарядамъ керосина.