Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Куда уходят деньги из бюджета Харькова

Фото: Константин Чегринский / KHARKIV Today
В Харьковском метрополитене мужчина упал под поезд.
Три частные фирмы из года в год выигрывают тендеры на сотни миллионов гривен.

Фирмы, записанные на людей из окружения Максима Мусеева, годами забирают деньги харьковчан, хотя эти работы должны выполнять коммунальные предприятия.

Три частные фирмы из года в год выигрывают тендеры на сотни миллионов гривен коммунальных предприятий Харькова. ООО «Ваго-рев», ООО «Системы прогрессивной очистки» и ООО ПСМП-753 только за 2016-й и начало 2017 года получили из городского бюджета почти 810 млн грн (см. графику). Несмотря на то, что предприятия занимаются разными видами деятельности, объединяют их общие уголовные дела о растрате бюджетных средств в КП «Харьковский метрополитен».

Откуда взялись?

Все три фирмы были организованы в 2009 году, и сначала являлись исключительно подрядчиками КП «Харьковский метрополитен». Предприятия выполняли работы, с которыми раньше метрополитен справлялся самостоятельно – обслуживание подвижного состава (ООО Ваго-рев), обслуживание эскалаторов (ПСМП-753) и уборка территории подземки (ООО «СПО», которая в 2014 году была переименована в ООО «Системы прогрессивной очистки»).

Такая схема была организована при Сергее Мусееве – это бывший начальник метрополитена и отец нынешнего руководителя Холодногорской администрации Максима Мусеева, – говорит экономический аналитик Харьковского антикоррупционного центра Евгений Лисичкин. – Идея была в том, чтобы те услуги, которые выполняет метрополитен собственными силами, он мог бы заказывать у частных фирм. А какие частные фирмы? Давайте их создадим. Выведем просто работников метрополитена из коммунального предприятия и оформим их в частной структуре. И, таким образом, будем на этом зарабатывать деньги.

Постепенно эти три фирмы начали осваивать бюджетные деньги и других коммунальных предприятий в особо крупных размерах.

Главные по уборке

ООО «Системы прогрессивной очистки» фактически монополизировало уборку в городе. Только за 2016-й и начало 2017 года эта фирма выиграла подрядов на сумму почти 58,5 млн грн. КП «Харьковблагоустройство», которое отвечало за чистоту в Харькове, сейчас убирает семь районов из девяти. Да и то лишь придомовую территорию, остальное – отдали частникам.

Мы убираем только придомовую территорию жилых домов местных советов, дома коммунальной собственности семи районов Харькова (все, кроме Слободского и Холодногорского). Ведомственный жилой фонд, административные здания мы не убираем. Они самостоятельные субъекты и заключают договоры с другими предприятиями по уборке, – пояснила директор КП «Харьковблагоустройство» Екатерина Сливинская.

ООО «Системы прогрессивной очистки» также является фаворитом на тендерных торгах у КП «Комплекс по вывозу бытовых отходов». Частная фирма выиграла несколько тендеров на ремонт и техобслуживание урн, а также на чистку и замену полиэтиленовых пакетов (19 млн 456 тыс. 755 грн). Еще один тендер почти на 12 млн грн фирма выиграла на уборку Центрального парка культуры и отдыха им. Горького. Кроме того, СПО убирает Холодногорскую администрацию и станцию метро «Победа».

Горе-лифтеры

Еще одна фирма «на аутсорсинге» у метрополитена – «Специализированный «Проектно-строительный монтажный поезд-753» (ПСМП-753), за 2016-й и начало 2017 года из бюджета Харькова «съела» более 16 млн грн. Фирма изначально создавалась для техобслуживания эскалаторов в метро.

Но с 2013 года ООО ПСМП-753 начинает обслуживать лифты в шести районах Харькова, а также внутридомовые электрические сети. До этого обслуживанием лифтового хозяйства Харькова занималось коммунальное предприятие «Харьковгорлифт», у которого хватало и рабочих рук, и мощностей.

Лифты шести районов города неизвестно каким образом перешли на обслуживание ПСМП-753 из КП «Харьковгорлифт», которое финансируется из городского бюджета. Фактически две трети всего лифтового хозяйства было отдано на обслуживание в ПСМП-753, – возмущается Евгений Лисичкин.

Когда техническое обслуживание лифтов шести районов Харькова передавалось в ПСМП-753, директор Департамента жилищного хозяйства Роман Нехорошков обещал, что за КП «Харьковгорлифт» остаются обязанности по ремонту лифтов, так как у предприятия есть мощности (на базе КП работает завод по производству лифтовых кабин, также производят некоторые детали).

Сотрудник КП «Харьковгорлифт» Михаил почти семь лет занимается текущим обслуживанием лифтов. Сейчас он отвечает за техническое состояние лифтов в Шевченковском районе. Всем подъемникам, с которыми он знаком по работе, он ставит оценку «удовлетворительно». По его словам, на одного механика КП приходится 70 лифтов. Он вспоминает, что при передаче лифтового хозяйство на обслуживание в ПСМП-753 к частникам были вынуждены уйти работать много специалистов «Харьковгорлифта». Монтер Павел уже три года работает в ПСМП-753. Он обслуживает лифты в Слободском районе Харькова. По его словам, состояние подъемников катастрофическое, а один механик отвечает за техническое состояние 460 лифтов.

Скажите, о каком качестве может идти речь с таким количеством лифтов на одного человека и окладом в 4 тысячи гривен? – возмущается Павел. – Я собираюсь уходить из этой конторы.

Напомним, техобслуживанием лифта, в котором в марте 2015-го погиб 9-летний Павел Алтухов, занималось как раз ООО «ПСМП-753». В январе 2016 года суд освободил от уголовной ответственности директора этой фирмы и старшего мастера, которых признали виновными в служебной халатности, приведшей к гибели ребенка.

И после ЧП у фирмы не забрали подряды: в 2016 году ПСМП-753 было выделено 12,5 млн грн из бюджета Харькова на текущий ремонт 160 домов (техобслуживание лифтов). Кроме того, фирма получила подряд в Харьковском метрополитене на ремонт эскалаторов на сумму почти 200 тыс. грн.

Фаворит тендерных торгов подземки

Лидером по «освоению» бюджетных денег является ООО «Ваго-рев». Только за 2016-й и два месяца 2017 года фирма выиграла тендеров на сумму более 735 млн грн. В неофициальных беседах работники метро говорят о том, что «Ваго-рев» не имеет своих производственных мощностей, все работы выполняются бывшим работниками метрополитена, которые сейчас оформлены в частной структуре. Эту информацию подтверждают и материалы уголовного дела по факту мошенничества сотрудниками ООО «Ваго-рев».

ООО «Ваго-Рев» не имеет своих основных фондов, средств монтажа и других механизмов, необходимых для выполнения работ по ремонту и обслуживанию подвижного состава. Все основные средства ООО «Ваго-Рев» арендует в КП «Харьковский метрополитен, – сказано в материалах уголовного дела.

За 7-8 лет эти три фирмы выиграли у метрополитена подрядов примерно на 1,3 млрд грн. Примечательно, что на данный момент директором во всех трех фирмах является Роман Дворник. Журналисту «ХН» удалось дозвониться до него, однако рассказать что-либо о деятельности трех предприятий он не захотел.

«Уши» Мусеева

О связях трех частных контор, которые оптом поглощают деньги из горбюджета, с главой администрации Холодногорского района Максимом Мусеевым СМИ начали писать еще в 2013 году.

По информации Харьковского антикоррупционного центра, ООО «Ваго-Рев» в 2009 году основали Олег Дивинец, Алексей Ахвледиани и Андрей Артеменко. Последний – сын экс-начальницы рекламного отдела КП «Харьковский метрополитен» в период, когда директором подземки был ныне покойный Сергей Мусеев. Сейчас Артеменко – заместитель директора КСП «Харьковгорлифт», в 2015 году баллотировался в горсовет от партии «Відродження». В 2011-м единственным владельцем фирмы была Зинаида Кирсанова, которая, по информации антикоррупционщиков, подарила квартиру в элитном жилом комплексе матери Максима Мусеева. После владельцем предприятия до 1 июня 2016 числился Геннадий Довженко, ранее работавший в ООО ПСМП-753 (с 2011 года учредитель – Олег Стальмаков, который в 2009-м попал в ДТП на личном автомобиле Максима Мусеева). Олега Стальмакова называли личным водителем Максима Мусеева (на него была оформлена доверенность на машину депутата), сам депутат горсовета открещивается от какой-либо связи с ним.

Стальмаков – кто такой? Сделайте запрос в КП «Метрополитен», работал ли там Стальмаков. Вы его видите где-то? Пойдемте, я покажу вам своего водителя, – прокомментировал «ХН» Максим Мусеев эту историю.

У основания «СПО» также были люди, аффилированные с Мусеевым-младшим: на место Андрея Артеменко в 2011-2012 гг. пришел Евгений Криветченко, возглавлявший тогда Ленинскую районную молодежную общественную организацию «Молодые регионы» (сам Мусеев является членом депутатской группы «Молодые регионы»). ООО «Кампания «СПО» была ликвидирована в 2014 году, после того как засветилась по уголовному делу в отношении парка Горького.

Далее тендеры стало выигрывать ООО «Системы прогрессивной очистки» (СПО). Антикоррупционщики выяснили, что недавно была уничтожена финансовая документация этого предприятия за последние два года. В настоящий момент во всех трех фирмах конечным бенефициаром является аудитор из Израиля Евгений Ананченко.

Ананченко является другом Александра Сегеды, бывшего директора «Системы прогрессивной очистки». Сегеда проживает в одной квартире с Еленой Назаренко, которая какое-то время являлась учредителем в этой же фирме. А квартиру они приобрели у Нины Мусеевой (мать Максима Мусеева), – подчеркивают в АКЦ.

Сам Максим Мусеев открещивается от какой-либо связи с этими фирмами, хотя не исключает, что кого-то из вышеперечисленных людей знает.

Многие говорят, что эти фирмы из «окружения Максима Мусеева». Я, например, живу в подъезде. Получается, что мои соседи тоже «люди из моего окружения»? Я знаю очень многих руководителей в Харькове и по долгу своей службы с очень многими я работал, – говорит Мусеев. – Где-то, когда-то я работал на других работах, состоял в недоговорных отношениях с кем-либо, в каких-то проектах участвовал. Таких людей очень много. Ну и что? Это законом не запрещено. Все фамилии, которые вы пытаетесь мне привязать, не мои родственники и не мои друзья.

Уголовные дела и обнал

Харьковские правоохранители подозревают, что должностные лица ООО «Ваго-Рев», ООО ПСМП-753 и ООО «Системы прогрессивной очистки» незаконно завладели средствами КП «Харьковский метрополитен» путем вывода денег через фиктивные фирмы. То есть услуги и товары в КП «Харьковский метрополитен», за которые заплачены миллионы бюджетных средств, поставлялись только на бумаге.

 Согласно сообщению УСБУ в Харьковской области от 28.11.2016 г., ООО «Ваго-рев» поставило запчасти к подвижному составу метрополитена, которые были приобретены в ООО «Торгово-строительная компания «Бастионбуд» на сумму 210 4020 грн. Допрошенный в качестве свидетеля директор и учредитель ООО «Торгово-строительная компания «Бастионбуд» сообщил, что никаких договоров не подписывал, товары и услуги никому не продавал, – сказано в материалах уголовного дела.

По информации пресс-службы Харьковской областной прокуратуры, досудебное расследование по данному уголовному делу продолжается.

Ветеран харьковской налоговой службы, член Ассоциации частных работодателей Олег Драгунов не понаслышке знает о том, как можно выводить деньги из бюджета через частные конторы.

Если услуга оказывалась только на бумаге, то проще всего перечислить средства частным предпринимателем третьей группы (оборот до 5 млн грн), которые являются плательщиками НДС. Они заплатят с полученной суммы 3 % единого налога и 20 % НДС, а остальное могут спокойно обналичить. Если учитывать, что деньги достались «на дурняк» и никакие услуги не были оказаны, по-моему, очень неплохой заработок, – говорит Драгунов.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.