Жизнь города: О развитии джазовой музыки в Харькове
Харьковский джазмен Артем Васильченко на протяжении последних трех лет бывает в родном городе три месяца в году.
В остальное время он работает в джазовых клубах Бангкока и путешествует на круизных лайнерах с концертами по Юго-Восточной Азии. «ХН» выяснила у музыканта, что он думает о развитии джазовой музыки в Харькове и по чем скучает на чужбине.
– Харьковских джазменов знают в Киеве, в России и в некоторых городах Европы. А как насчет Юго-Восточной Азии?
– Нет, там Харьков не знают. Даже Украину не все знают. Приходится брать карту и показывать, где это. Очень важно правильно произнести название страны на их языке, английский не все понимают. Например, в Китае название нашей страны звучит как «Укала» или «Укаланда», они просто не поймут, если на английском ты скажешь Ukraine.
– На твой взгляд, изменился Харьков за последние три года?
– Город изменился в лучшую сторону. Облагораживаются улицы, это приятно. Правда, дороги плохо чистят (от снега — прим. «ХН»), но тут и люди сами виноваты, вся Данилевского заставлена автомобилями – как снегоуборочной машине проехать, если у нас тут такие «культурные» водители?
– Есть что-то такое в Харькове, по чем ты скучаешь в Бангкоке?
– Снег! Специально подгадывал так, чтобы прилететь и застать последний месяц зимы. Наши солености! Селедка, квашеная капуста, огурцы! А еще подсолнечное масло – не то, которое в магазинах, а то, которое у бабушек на базаре, оно пахнет совершенно божественно. Приехал – и сразу купил. В Таиланде совершенно другая еда. Все дело в специях.
– А по людям нашим ты не скучал?
– Я скучал по родным, безусловно. Однако мне очень близки тайцы. Они очень простые, в них нет пафоса, который есть в украинцах и русских. Когда у людей кредиты, за которые еще их правнуки будут рассчитываться, но зато у него BMW, который, не всегда есть чем заправить и последняя модель iPhone.
– Ты поэтому уехал из Украины?
– Нет, конечно. В 2011 году я из Харькова переехал в Киев, потому что там и джазовых музыкантов больше, и гонорары выше. Но после Майдана джазовая музыка вообще мало кому стала интересна, поэтому мне пришлось покинуть страну.
– Что думаешь о развитии джаза в Харькове?
– Откровенно говоря, сложно тут что-то думать. Раньше Харьков был поживее в плане джазовой музыки, проходил фестиваль KHARKIV ZAJAZZ FEST. Практически все мои друзья джазовые музыканты живут и работают за границей. Но все же какая-то жизнь в этом плане есть. В филармонии проходят джазовые вечера с Сергеем Давыдовым, в декабре вот прошел фестиваль Jazz Bezz. Я немного пошумлю здесь. Хочу дать свой концерт как только подберу команду.
– На твой взгляд, что мешает джазу развиваться в Харькове?
– В Харькове достойные музыканты не получают достойных гонораров за свой труд. И от этого все бегут. А почему не получают? Потому что нет профсоюза. Профессиональный союз музыкантов есть в Дании и это самая крутая страна Европы в плане джазовой музыки. Функция профсоюза – отделить зерна от плевел. Вступить в него смогут только настоящие профессионалы, а не музыканты, считающие себя профи, но при этом знающие всего две гаммы. Я, например, играю джаз уже 18 лет. Кроме того, профсоюз установит единый гонорар для всех джазменов. И, приглашая музыканта в клуб, организатор будет уверен, что его посетители услышат именно джаз, а не околоджазовую музыку.