Харьковчанам показали "Тени забытых предков"
2 декабря в Харькове состоялась премьера спектакля «Тени забытых предков».
Первый спектакль творческого пространства «И.Гра» стал первым в городе сценическим воплощением классической повести Михаила Коцюбинского, настоящего сокровища украинской культуры. После гениальной кинопостановки Сергея Параджанова эта история навсегда казалась связанной с гуцульским колоритом, костюмами и обрядами. В таком же ключе подходят к “Теням” в театральных постановках по всей Украине. Разорвать эту связь с этнографией, показать глубинную, общечеловеческую суть истории Ивана и Марички — стало одной из задач молодой постановщицы Ольги Турути-Прасоловой.
Спустя полвека после написания повести Михаилом Коцюбинским эту историю обессмертил Сергей Параджанов. Но прошло еще 50 лет, и у нового поколения украинцев есть свой собственный взгляд на «Тени». Меньше трембит и гуцульских обрядов, больше того, что остается актуальным здесь и сейчас — для нынешнего поколения эта история, прежде всего, о том, как трудно найти свою любовь, как легко ее потерять, и как невыносимо жить без нее.
В Украине инсценировки повести создавались неоднократно. Например, в 2013 году состоялась премьера спектакля в Ровенском академическом украинском музыкально-драматическом театре. На сцене играли настоящие трембиты, а за костюмами режиссёр специально ездил в Яворов, где и происходило действие повести. А в Харькове ни трембит, ни достоверных нарядов, ни аутентичных свадебных или похоронных церемоний на сцене нет — это совершенно лишнее, считает режиссёр Ольга Турутя-Прасолова.
«Эта постановка — мой взгляд на историю Ивана и Марички, из моего времени, из моего места, - говорит постановщик. - Но это не значит, что я полностью осовремениваю пьесу, что Маричка будет студенткой Академии культуры, а Иван — выпускником юрфака. Нет, мы скорее стараемся избежать любой привязки к конкретному времени, месту. Эта история — вне времени и места».
Тем не менее, украинское ядро произведения осталось, и предположить на месте героев жителей любого уголка Украины вполне можно. Это и было одной из задач — сохранить украинское, избежав «шароварщины». На сцене из декораций — схематическое окно, схематическая река. Где именно находятся это окно, и эта река, решает зритель. Коротковолосая Маричка явно пришла к нам не из XIX века, а в одной из сцен у актрисы видна современная татуировка. Постановщик не прячет эти элементы от публики, создавая на сцене свою собственную реальность — не современного Харькова, но и не Прикарпатья Коцюбинского.
«У нас нет ни одного исторического костюма, это лишь наряды с элементами украинской национальной одежды. Я думаю, платья Марички или Палагны можно вполне спокойно носить и современным женщинам», - признается режиссер.
Особое место в спектакле занимает музыка. Здесь тоже не обошлось без намеренного анахронизма. Практически все музыкальные элементы звучат современно, единственная отсылка к фольклору — песни, которые поют в некоторых сценах персонажи: Маричка, Иван, его мать.
«Музыку для спектакля создал композитор Сергей Савенко, известный многим как «Сова», и он идеально подходит именно потому, что он не работает с народной музыкой. У нас драка, например, происходит под электронный трек. Если честно, я и финальную сцену продумывала, слушая буддийскую мантру. Так что, да, никаких трембит», - смеется Ольга Турутя-Прасолова.
Соосновательница творческого пространства «И.Гра» Елена Иванова согласна с задумкой режиссёра — классику нужно время от времени переосмысливать: «У каждого поколения должно быть собственное прочтение основополагающих культурных феноменов. А «Тени забытых предков» для украинцев — именно такое фундаментальное произведение. На эту историю нельзя смотреть только с одного ракурса, она слишком многогранна».
Уже на первом показе спектакля 2 декабря в харьковском «Доме актера» оказалось, что практически весь зал заполнены молодыми людьми, которым, казалось бы, история, известная со школы, не очень-то интересна. Выходит, что наоборот.
“Часто можно услышать от молодежи: «Я бы сходил в театр, но там же муть какая-то, или шароварщина». Поэтому мы и хотели создать что-то, интересное для всех, и для молодёжи в том числе. Посмотрите, когда кто-то выпускает кавер старой забытой песни, молодые люди приходят в восторг. Хотя это лежало где-то в чулане старое, запылённое. Что уж говорить про такой хит, как «Тени забытых предков», - говорит Елена Иванова.