Оскароносная златошвейка. Каринская создала легкую балетную пачку и была «скорой помощью» Голливуда
3 октября исполнилось 130 лет со дня рождения нашей землячки Варвары Каринской, получившей «Оскар» за костюмы к исторической драме «Жанна д’Арк». В свое время в нарядах известного голливудского модельера играли Ингрид Бергман и Марлен Дитрих, Вивьен Ли, Джуди Гарланд и Гарри Купер, но настоящей страстью эмигрантки из Харькова был балет.
Предложили расшивать знамена для Красной Армии
С легкой руки Варвары Каринской в современный сценический костюм вошли стразы, а балетная пачка избавилась от тяжелого каркаса и стала практически невесомой. Изобретательная модельер появилась на свет 3 октября 1886 года в семье известного харьковского купца Андрея Жмудского, который в 1887-м стал одним из инициаторов и спонсором строительства Благовещенского храма.
Страсть к филигранной вышивке и росписи по ткани у Варвары проявилась с детства. Именно рукоделие, достигшее уровня искусства, помогло Каринской продержаться на плаву после революции. Потеряв капитал, практически вся ее родня, не дожидаясь репрессий, выехала в Бельгию. Бежал за границу в 1920 году и второй супруг Варвары, подаривший ей свою фамилию.
"Известный юрист Николай Каринский при министре-председателе Временного правительства Александре Керенском занимал пост главного прокурора Петроградской судебной палаты, арестовывал большевиков Льва Троцкого и Анатолия Луначарского, с его подачи распространили информацию, что Владимир Ленин – шпион, – перечисляет председатель фонда имени Каринской Николай Шемет. – В 1918-1920 годах Каринский был начальником Черноморской губернии и управляющим Министерством внутренних дел Южно-Русского правительства, поэтому попал в «черный список», ему грозил расстрел. Он бежал в Константинополь, а Варвара осталась в Ялте с дочерью и сыном, откуда тоже пыталась выехать".
В 1921 году Каринскую разыскал брат Сергей, который работал у Луначарского в Пролеткульте, и перевез ее в Москву. Там мастерица поселилась в двух комнатах, некогда принадлежавших ее семье апартаментов на Тверском бульваре. И практически сразу открыла салон вышивки «ARS» – одевала жен партийной верхушки.
Советы, национализировав частный бизнес Каринской, предложили Варваре стать директором салона и расшивать знамена для Красной Армии. "Заманчивое" предложение подтолкнуло мастерицу к действиям.
Вывезла драгоценности, зашив их в одежду
В 1924 году, после смерти Ленина, Каринская, под предлогом организации советской вышивки в Европе, выезжает вместе с детьми за границу. Семейные реликвии и ювелирные украшения находчивая Варвара зашила в одежду, и дочка практически всю дорогу жаловалась, что у нее очень тяжелая шляпа.
В Бельгии женщина воссоединилась с семьей, но вскоре перебралась в Париж. Там она начала сотрудничать с балетными труппами, создавая для них костюмы. Каринская одевала артистов «Балле рюс де Монте-Карло», работала с Сальвадором Дали и Марком Шагалом. Она воплощала самые дерзкие фантазии известных живописцев и создавала по их эскизам невероятные наряды.
"Причем именитые художники доверяли Каринской безоговорочно", – отмечает Николай Шемет, ведь даже самую сложную вышивку мастерица делала своими руками.
Вышивала до 80 лет
В 1939 году Каринская переехала в Нью-Йорк, где совершила настоящую революцию в мире сценической моды. 30 лет (с 1940-х до 1970-х годов) эмигрантка из Харькова была главным стилистом New York City Ballet и создала почти все костюмы в спектаклях всемирно известного хореографа Джорджа Баланчина.
"Нарисовать и пошить прекрасное платье для танцовщицы – половина работы. Нужно было сделать легкий наряд, в котором балерина двигалась бы свободно. И Варвара Каринская полностью убрала обручи, использовала в костюмах конский волос", – рассказал Шемет.
Интересно, что, уже работая в New York City Ballet, мастерица продолжала расшивать золотом костюмы для танцовщиц.
"Каринская вышивала до 80 лет, и сохранилось немало фотографий, где она – уже почтенная дама, сидит за пяльцами", – отметил исследователь.
Сегодня роскошные наряды эмигрантки из Харькова являются украшением музея New York City Ballet.
Одевала актеров Бродвея и Фабрики грез
Помимо артистов балета, Каринская одевала актеров Бродвея и Голливуда. Она создала костюмы для Марлен Дитрих, Вивьен Ли, Джуди Гарланд, Ингрид Бергман и Гарри Купера. В ленте «Кисмет» белокурая бестия Дитрих играет в ослепительных и соблазнительных восточных нарядах. А латы Жанны д’Арк, в которых Ингрид Бергман сыграла в одноименном фильме, принесли Каринской «Оскар» в 1948 году. Спустя четыре года модельера снова номинировали – за костюмы к фильму «Ганс Христиан Андерсен». При этом Голливуд Каринская не любила категорически, отмечает Шемет.
"Единственным исключением на Фабрике грез был актер Гарри Купер – его дизайнер обожала за мужественность и не раз это подчеркивала, – продолжает рассказ Шемет. – Киношники без рук Каринской обойтись не могли, и называли ее «скорой помощью» съемочной площадки. В титрах многих фильмов Каринская не указана вовсе, но ее наряды можно узнать, лишь увидев. Нередко случалось, что работа художника-костюмера оплачена, платье готово, но оно совершенно не сидит. И вот тогда приглашали Каринскую".
Дочка делала костюмы для французских фильмов
Варвара Каринская, переезжая в Америку, оставила парижский салон дочери Ирине. И та пошла по стопам матери – тоже стала художником по костюмам. Ее работы можно увидеть в кинолентах с участием Жана Маре. Внук Каринской Алан Франсуа, хоть и хранит «Оскар» знаменитой бабушки, но с индустрией моды не связан.
История семьи стала основой для "Адъютанта его превосходительства"
Напоминанием о харьковском прошлом оскароносного модельера служит дом семьи Жмудских на ул. Пушкинской, который устоял перед революцией, Второй мировой войной и грандиозными стройками коммунизма. Правда, когда здание попало в частные руки, оно было перелицовано новыми владельцами до неузнаваемости… в ресторан. Хозяева заведения любят пересказывать историю рода Жмудских, и обязательно вспоминают, как при перестройке работники нашли заложенные в стенах ноты, подкову и чайник.
К слову, с усадьбой связана история, которая легла в основу мемуаров Павла Макарова, и затем – популярного кинофильма «Адъютант его превосходительства». В воспоминаниях Макаров рассказал, как вместе с командующим Белой армией генералом Май-Маевским (в фильме – Ковалевский) часто бывал в доме Жмудских. Разведчик был влюблен в младшую сестру Варвары Катеньку, а генерал Май-Маевский ухаживал за гувернанткой семьи Жмудских.