Добровольно-принудительно. Кто зарабатывает на комфорте детей в школах и садах
1 сентября – это не только первый звонок, встреча со знаниями и друзьями, банты, выглаженные рубашки и цветы… Еще это традиционные родительские собрания, на которых из года в год взрослые, сидя за партами, обсуждают возможность помочь школе.
Большая часть бюджета идет на зарплаты и коммуналку
Аргументы педагогов весьма убедительны и бронебойны: вы же не хотите, чтобы ваши дети учились в аварийных помещениях, без нормального питания и охраны? Значит, нужно помочь школе, потому что денег, выделяемых государством и городом, на все, что запланировали, не хватит. Вот только сразу в кошелек залезать не стоит, предупреждают активисты.
В 2016-м в Харькове был принят рекордный для системы образования бюджет – полтора миллиарда гривен. Безусловно, большая его часть – это бюджет проедания, который идет на зарплату учителям (около 65%) и оплату коммунальных услуг.
Тем не менее, останется немало средств, которые могут быть потрачены на детское питание, покупку инвентаря, ремонты… Более того, весной этого года в горсовете были внесены изменения и дополнительно выделены деньги – 40 миллионов – на ремонт 100 школьных кровель, замену 3000 окон, установку 140 детских площадок.
"В Харькове не будет ни одного учебного учреждения, где мы не проведем ремонтных работ. Мы постараемся охватить все учреждения", – заверила начальник городского Департамента образования Ольга Деменко.
Уголовные дела закрыли из-за отсутствия состава преступлений
«Однако где эти деньги?» – спрашивают родители, которых после первых собраний в школах снова просят сдать благотворительные взносы на ремонт, канцтовары, питание, воду, охрану и просто в фонд школы. По данным чиновников, в среднем на одного ребенка родители сдают около 450 гривен в год и только те, кто может. По словам отцов и матерей, а также учителей, общая сумма «добровольных» взносов колеблется от 2000 до 5000 тысяч.
Остается лишь недоумевать, в каком океане растворяется поток бюджетных и внебюджетных средств. Дьявол, как известно, кроется в деталях. Точнее в тендерных закупках, благодаря которым органы системы образования закупают товары и услуги. Система проста и очевидна: если что-то приобрести у своих по завышенным ценам, то и бюджетные средства списать можно, и на откатах подняться.
Прокуратурой в 2011-2013 гг., после серии расследований СМИ и проверки фактов антимонопольными комитетами, был открыт ряд уголовных дел. Но на данный момент они все закрыты за отсутствием состава преступления. Сейчас правоохранители проводят новые проверки, что, впрочем, не мешает чиновникам снова заключать сомнительные сделки, при этом повышая цены на питание.
Объяснили это тем, мол, что из-за скачка доллара предприниматели оказались в минусе. При этом, если посмотреть на тендеры начала 2015 года, видно, что для детских учреждений, к примеру, окорочка закупались в начале года, когда доллар стоил 16 гривен, по цене 33 и 32 гривны за 1 кг – это выше розничной цены конца года, когда доллар был уже 25 гривен. А речь идет о поставках тысяч тонн продуктов. Такой крупный опт традиционно предполагает скидки.
В 2016 году цены поставщиков также не отличались снисходительностью: Киевское районо, как свидетельствует портал госзакупок, еще в январе закупило курей и бедра по цене близкой к розничной – по 37 грн за 1 кг. В то время как сейчас в супермаркетах можно встретить такой же товар по 39 гривен за килограмм, а на опте его и вовсе предлагают за 34 грн. Речь идет о 34 тоннах продуктов, поэтому переплата получается немаленькая. Сахар-песок был закуплен этим же районо по 16,58 грн, в то время как в розницу в магазине он стартует от 16,05 грн. То есть переплата по 50 копеек минимум на каждом килограмме, а закуплено 30 тонн. Только поверхностный пересчет свидетельствует, что у сахарного предпринимателя сверхвыручка могла составить 15 тысяч гривен. А это пару окон в класс, которые ставят за деньги родителей.
Заманчивые предложения разыгрывают между «своими»
Поэтому резонно возникает вопрос: кто именно разыгрывает такие «сладкие» предложения? С этого года такая информация стала публичной, благодаря запуску официального портала использования публичных денег Е-data. В режиме онлайн любой родитель, активист или обычный налогоплательщик может проследить, на какие нужды бюджетные организации тратят деньги. Речь идет о траншах через казначейство. Проанализировав все районо за последние полгода, можно убедиться, что питание в школы и сады чаще всего поставляют безликие ФОПы, которые, за редким исключением, выигрывают тендеры на поставки сразу в нескольких районах.
Интересно, что практически все эти фирмы имеют расчетные счета не в Харьковской области, а Днепре, Львове, Киеве и даже Донецке. Речь идет об ограниченном списке – «Агробанк» (Днепр), «Петрокоммерцбанк» и «Хрещатик» (Киев), «Кредобанк» (Львов), «Укрсоцбанк». Все эти ФОПовцы не просто имеют счета в этих банках, но и неоднократно меняли их, иногда даже по несколько раз в месяц, выбирая снова же из этого ограниченного числа финучреждений, что может свидетельствовать о сговоре чиновников и коммерсантов. Помимо этого, согласно данным местных прокуратур, по юридическим адресам большинства ФОПов не существует.
Еще больше изумляют другие траты харьковских районо, которые можно увидеть с помощью публичных порталов. Так выясняется, что через казначейство постоянно оплачивается артезианская бутилированная вода, канцелярия, заправка картриджей и на большие, если все сложить, суммы обслуживание сигнализаций КП «Муниципальная охрана», спорттовары. Причем месяцем раньше у той же компании, что продает маты, школа покупает ноутбуки. Вопрос: видят ли все эти бюджетные покупки родители или им говорят, что это ваши благотворительные взносы?
С школьными финансами разберется рабочая группа
С марта по счетам активно проходят средства на ремонт туалетов, покупки водонагревателей, вставку окон и новые мебели. В тендерах фигурируют до десятка одних и тех же фирм. Иногда суммы не превышают и десяти тысяч. Однако, что именно закуплено и насколько эффективна цена, зачастую выяснить невозможно. Суть трат прячется за словами «мебель», «крупы», «морская рыба», «эмаль» – в этом случае переплату даже примерно просчитать невозможно. Да и тот факт, что закупки проходят через расчетные счета районо, а не школ, не позволяют сопоставить, какие из них реальны, а какие лишь на бумаге.
Именно поэтому родители и депутаты от «Объединения «Самопоміч» добились от горсовета создания рабочей группы, которая разберется со школьными финансами. Команда Кернеса со скрипом согласилась с требованием общественности. Но при этом глава группы, секретарь горсовета Александр Новак пытается сделать работу группы формальной – убеждает в том, что наличных сборов в школах нет, а те суммы, которые получают общеобразовательные заведения, родители сдают добровольно.
Такая позиция возмутила представителей общественности, которые требовали не перекручивать ситуацию, и предъявили на рабочей группе информационные листы, где было указано – сколько и на какие нужды должен сдать каждый родитель.
Необходимо упорядочить потребности и траты
Только после того как обязательные расходы будут полностью профинансированы из бюджета, можно говорить о добровольной благотворительности. Причем эти деньги необходимо будет направлять на улучшение процесса обучения, а не содержание зданий школ и садиков, подчеркивают родители и депутаты от «Самопомочі».
"Пока глава рабочей группы Александр Новак старается свести работу группы к одному направлению: давайте урегулируем отчетность и форму сбора благотворительных средств, – говорит депутат от фракции «Самопоміч» в горсовете Елена Ворона. – Мы не согласны с этим подходом, потому что проблема намного шире. Если мы посмотрим петицию, которая собрала 5000 голосов, то она состоит из трех разделов: первое – это создать учет, второе – увеличить финансирование на текущее содержание и модернизацию материально-технической базы, и третье – заставить руководителей учебных заведений формировать достоверные бюджетные запросы на реальные потребности учебных заведений".
Первое предложение, которое озвучили депутаты, - необходимо разобраться с реальными потребностями муниципальных учебных заведений.
"Будут полностью профинансированы расходы или нет, нужно решать в сессионном зале. Пока нет реальной картины потребностей, невозможно организовать процесс финансирования из бюджета и родительской помощи, – поясняет Ворона. – Если план ремонтов будет публичный, родители смогут решать, что сделать сверх улучшений, запланированных из бюджета, на что потратить благотворительные взносы. Только тогда родители смогут стать эффективными партнерами городской власти в содержании и развитии учебных заведений".
Контролировать чиновников поможет система ProZorro
Однако пока горсовет не согласился с предложениями инициативных депутатов, родителям приходится самостоятельно контролировать чиновников. Благо, с 1 августа в Украине введена система ProZorro, которая обязует все бюджетные организации делать закупки путем открытых торгов в системе онлайн. На сайте ProZorro любой гражданин может увидеть не только, кто и какие услуги или товары будет поставлять, в частности сады и школы, но и каковы были условия тендеров, кто проиграл и почему.
И теперь каждый родительский комитет может проконтролировать, кто и за какую цену делает ремонт в школе, и могло ли это быть дешевле. Пока харьковские районо на систему ProZorro не перешли – первичную информацию разместили лишь киевский и октябрьский районо.
Пик торгов придется на начало 2017-го, когда новый бюджетный год принудит проводить новые закупки. К этому времени активные родители могут изучить, как контролировать чиновников от образования через открытые реестры, тем более что кроме них они получили и еще один инструмент давления на директоров – это теперь выборные должности – и работать в согласии с родителями, а не чиновниками, руководителям учебных заведений важнее.