Тарас Шевченко как рок-звезда. В Харькове создали оперу-кабаре о Кобзаре
Бунтарь, икона стиля и звезда аристократических салонов, а не грустный усатый дедушка в тулубе. Таким увидели Тараса Шевченко создатели оперы "ТГШ. Путешествие во времени", которую покажут в Харькове уже в эту субботу.
Постановщики решили сдуть пыль с канонического образа Кобзаря и показать его через современную призму как человека, который любил, дружил, страдал, но, несмотря ни на что, пробуждал свободу в сердцах.
Шевченко как Элвис и Джонни
"ТГШ. Путешествие во времени" — не просто опера, а опера-кабаре, довольно новый формат для украинской сцены и первый в Харькове. Автор выбрали этот необычный жанр, чтобы показать давно знакомого человека в новом ракурсе. Не как творца всем с детства известных стихов, канонического художника и усатого пророка из школьного кабинета, а живого, остроумного и порой противоречивого молодого человека. На сцене мы видим Тараса Шевченко, который влюбляется и в которого влюбляются, который пьет с друзьями из общества "Мочиморды" и ищет свой стиль и путь в жизни.
"Я хочу, чтобы видели Шевченко-человека. Он такой же поэт, как Сергей Жадан, с которым можно встретиться, поговорить, выпить, посидеть. Жадан же не только стихи читает, он выходит как рок-певец на сцену, и ему это нравится, он чувствует этот рок-н-ролл. Таким же был и Шевченко", — говорит постановщик спектакля Армен Калоян.
Этот образ повесы и рок-н-рольщика подчеркивают и костюмы, созданные художником Константином Пономаревым, который в последнее время достаточно глубоко погрузился в шевченковедение: он раньше работал над костюмами к спектаклю "Шевченко 2:0" в театре "Березиль". В опере-кабаре фрак поэта выглядит как косуха, его друзья словно только вышли из концерта Элвиса Пресли. Художник вдохновлялся образом Джонни Деппа из фильма "Плакса" о подростках 1950-х.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Харькове зовут на спектакль по пьесе драматурга-оскароносца
"Это, пожалуй, что-то очень личное. Образ молодого Шевченко из его автопортрета, который мы все хорошо знаем, мне издавна напоминал именно Джонни Деппа из фильма "Плакса". Поэтому здесь есть аллюзии к этому фильму: в костюме, гриме и прическах", — рассказал Константин Пономарев.
Впрочем, спектакль имеет несколько уровней осмысления образа Шевченко. На сцене постоянно присутствует антагонист главного героя — царь Николай Второй, которому противостоит поэт. Зрителям предлагают увлекательную борьбу между словом закона и словом свободы.
"Эта сцена — не оперная, но мы делаем ее оперной"
Революционный спектакль выходит в достаточно непростых условиях. Фактически ХНАТОБ сейчас лишен своей сцены. Спектакли идут на минус четвертом этаже Оперного театра, в бывшем машинном цеху. Все театры Харькова работают в неприспособленных помещениях, но для оперы и балета, требующих особой акустики и пространства, это создает больше проблем.
Безопасная сцена в подземелье небольшая по размеру. У нее нет кулис и каких-то специальных механизмов. Оркестр сидит в том же пространстве, что и зрители.
"Пусть эта сцена не оперная, но мы делаем ее оперной, мы делаем ее опорой искусства на Слобожанщине. Эти испытания для художников иногда очень полезны. Они заставляют включать воображение, фантазировать, искать новые решения", — уверен режиссер.
Армен Калоян смог интересно обыграть не приспособленное для оперы пространство. Действие происходит на двух планах: старший Шевченко сидит в зале вместе со зрителями и смотрит на сцену, где перед ним будто проносятся воспоминания молодых лет.
"Это тяжело — работать в маленьком помещении, но мы подстраиваемся. Здесь не хватает занавеса, кулис — это такие вещи, которые делают театр театром. Зал не приспособлен к музыке, публика сидит очень рядом. Но для первого ряда это будет хороший интерактив: они смогут в прямом смысле прикоснуться к Шевченко", — шутит исполнитель главной партии Никита Маринчак.
Зрители увидят оперу-кабаре уже в эту субботу, 26 апреля. А потом создатели спектакля планируют показывать его и на больших сценах вне Харькова.