Культура подземелья. Выживет ли искусство в прифронтовом Харькове?
Культурная жизнь города ушла под землю еще в начале войны, до сих пор так и не вернулась на поверхность. Единичные спектакли и концерты — скорее исключение, чем правило. Художники придумывают разные способы вернуться к зрителю — выступают в метро, дают спектакли под открытым небом и до последнего держат в тайне место проведения мероприятия.
В большинстве городов Украины культурная жизнь вернулась на довоенный уровень. Театры работают даже в Херсоне, в который долетают артиллерийские снаряды россиян. Харьков стал исключением, "благодаря" решению Совета безопасности и обороны, который в апреле этого года запретил давать спектакли в большинстве театральных помещений. Несмотря на безумное давление чиновников, режиссеры и актеры находят способ обойти запрет.
Театры: гастроли, подполье и свежий воздух
Поскольку в Харькове выступать нельзя, большинство местных театров ведут активную гастрольную жизнь. Еще в начале войны часть труппы Оперного театра отправилась за границу. Их гастрольный тур по Европе продолжается уже почти два года, задействована в нем половина труппы. Как правило, харьковские артисты выступают в Германии, Австрии, Польше, странах Балтии. Возвращаться пока не планируют, потому что в этом нет смысла. Один-единственный раз артисты оперы вышли на большую сцену своего театра на Сумской. Это было в марте этого года, а через неделю массовые мероприятия запретили.
Певцы и музыканты дают единичные концерты. Сейчас выступают с рождественскими песнями на станциях метро или парковках торговых центров. Конечно, о полноценной опере и, тем более, балете в таких условиях речь не идет.
С первых дней войны дают спектакли в метро и артисты Театра кукол. В феврале этого года они смогли вернуться домой и возобновить работу в здании на площади Конституции. В отличие от Театра Шевченко, у него есть укрытие, к тому же, в нескольких метрах от театра находится вход в метрополитен — во время воздушных тревог зрители могли бы спускаться на платформы. Впрочем, это не помогло избежать печальной участи большинства театральных заведений — работать кукольникам запретили. Летом они играли под открытым небом, а осенью переместились в помещение ART AREA ДК, где и сейчас дают спектакли.
И Театр кукол, и "Березиль" много гастролируют по деоккупированным селам и городкам Харьковской области, ездят на фестивали в другие регионы, где театральная жизнь бурлит. Недавно на фестивале "Премія Гра" спектакль " Нехай щастить" признали лучшим в стране спектаклем-рефлексией на события российско-украинской войны. В Харькове увидеть игру актеров "Березиля" можно в ЕрмиловЦентре и в той же ART AREA ДК.
Самые трудные времена сейчас переживает Харьковский академический драматический театр. Помещение на Чернышевской пострадало во время обстрелов, но это не самая большая потеря. Значительная часть артистов уехала за границу, театр остался без директора и без художественного руководителя. Ранее заведение носило имя Пушкина, упоминание о русском поэте убрали.
Сейчас в драмтеатреесть и главный режиссер, и директор, здесь поставили несколько премьер в полуподвальном помещении на Гоголя, а также открыли набор в актерскую школу. Театральное образование в Харькове переживает кризис с 2020 года. Сначала карантины, а сейчас война лишили будущих актеров возможности выходить на сцену и учиться у старших коллег. В ноябре этого года единственный действующий негосударственный театр Харькова "Нафта" основал для студентов сценическую практику "НАФТАЛАБ".
"Сейчас в Харькове нет театрального образования, это значит, что через пять лет в городе не будет молодых актеров и актрис, мы теряем целое поколение, которое на выходе образует дыру в истории театра, — говорит директор театра Татьяна Голубова, — Мы понимаем, что "НАФТАЛАБ" не решит глобальный образовательный кризис, но я также верю, что вдохновить и поддержать 15 молодых и талантливых артистов — это уже много".
Возможно, вскоре и опытные и молодые артисты получат возможность играть на сцене — но все равно подземной. В Оперном театре взялись привести в порядок укрытие на 400 зрителей и обещают давать возможность выступать коллегам из других театров.
Концерты Шредингера
Концертная деятельность в Харькове возобновилась еще летом 2022 года, как только россиян отодвинули дальше от города к границе. Локомотивом возвращения музыки в город стали немногочисленные рестораны и пабы — туда начали приезжать с гастролями столичные группы, одними из первых были "Скай" и "Скрябин", а также выступали местные коллективы.
Пока полноценная концертная деятельность в городе не возобновилась, основными площадками для выступлений музыкантов остаются пабы и бары.
Проводить мероприятия разрешено в Театрально-концертном центре и "Радмире", но покупая билет, зритель никогда не понимает, попадет ли на выступление любимого артиста. Потому что билеты продаются, а вот мероприятия часто переносятся. Например, концерт Оли Поляковой, который должен был состояться в Харькове в сентябре, перенесли на февраль, Злата Огневич приедет в марте вместо ноября, да и то не точно, вынуждены были отменить концерты в Харькове "Жадан и Собаки".
"Последние дни активно общались с ГСЧС и силовыми структурами города — все в один голос настоятельно рекомендуют не проводить концерты 1 и 2 декабря, поскольку остается большая угроза со стороны оккупанта", — сообщил Сергей Жадан.
Все билеты на выступление группы были раскуплены, когда музыканты смогут выступить — неизвестно.
Возвращение выставок и культурной прессы
Государственные музеи города еще не принимают посетителей, но с сентября прошлого года начали оживать галереи. Одной из первых возобновил работу "Бузок", там регулярно проходят выставки. Уже с весны 2023 года полноценно возобновил работу Центр культуры и искусства, там проходят не только выставки, но и спектакли, в частности харьковских государственных театров.
Во время войны, как ни странно, появляются и новые культурные просторы. Весной этого года группа молодых художников открыла такое арт-пространство в помещении мастерской. Назвали "Творче нежить". Сначала основатели арт-хаба выставлялись в кафе, но этого оказалось мало. По словам организаторов, в Харькове большой запрос на выставки, поэтому они взяли грант на работу и сейчас позволяют молодым художникам показать творчество широкому кругу.
В конце года произошло большое возвращение единственного харьковского журнала о культуре — "Люк". Первый печатный номер времен войны "Харків, де твоє обличчя?" вышел в октябре, был посвящен ключевым фигурам и событиям Расстрелянного Возрождения. На презентации номера в помещении театра "Нафта" был аншлаг — некоторым зрителям пришлось сидеть на полу. На открытии не только листали журнал, но и слушали песни львовской группы "Пиріг і батіг".
Первый номер распространяли за свободные донаты, второй, вышедший недавно, можно купить за 420 гривен.
"В этом выпуске мы собрали интервью с архитекторами, прогулки по городу и разработали обновленный путеводитель. Мы хотим показать вам Харьков через призму разных людей и их опытов и знаний", — рассказывают в редакции.
Культура города, как и другие сферы жизни, постепенно адаптируется к войне. С каждым месяцем полномасштабного вторжения в Харькове проходит все больше концертов, выставок и театральных представлений. От окончательного восстановления полноценной культурной жизни город отделяет только политическое решение Совета обороны на разрешение театрам работать.