Прогулки с Андреем Парамоновым. Дом Гладковых по Благовещенской улице
В газетных репортажах прошлого часто можно встретить рубрику «По следам прошлых публикаций», весьма очевидно, что эту заметку можно отнести к такой рубрике. Прошло совсем немного времени с того дня, как на сайте KHARKIV Today вышла заметка про сад «Тиволи», остатки которого и сегодня носят это название. Тогда вскользь я коснулся владельцев этой обширной усадьбы, которая основана была фон Минстером, а двухэтажный каменный дом на углу Благовещенской и Дмитриевской улиц построила в 1843-1844 годы жена подпоручика Саввы Васильевича Абазы Варвара Сергеевна, урожденная Цурикова. На 1874 год усадьба принадлежала купцу, потомственному почетному гражданину Николаю Александровичу Гладкову и его супруге Надежде Дмитриевне. Вот о них и пойдет мой нынешний рассказ.
Сегодня дом Абаз-Гладковых скрыт от глаз прохожих, поскольку из Благовещенской (№ 30) и Дмитриевской улиц (№ 14) он заслонен современным зданием, а слева его скрывает Театр музыкальной комедии. Высокий забор и ворота отделяют его со стороны сада «Тиволи». Этом дом вполне мог бы быть памятником архитектуры: хотя в уцелевшем фасаде можно увидеть черты типовой архитектуры, другого подобного здания в Харькове нет.
Покрытый жуткой штукатуркой фасад двухэтажного дома неоднократно перестроен в советские годы и недавнее время. Мы видим не только несвойственные ему металлопластиковые окна; прорубленный вход, где его не должно быть; металлические стяжки, которыми собственник пытается сохранить целостность здания; трещины, которые говорят о том, что его стены заполняются влагой, но также и то, что здание утратило многочисленные элементы времен позднего классицизма. Жуткие пристройки уродуют этот некогда богатый дом!
Чем же он знаменит и чем интересен для харьковцев? По сути, сегодня это единственное здание, которое нас хотя бы отчасти связывает с семьей Квиток, ведь в нём как минимум до 1904 года располагалась значительная часть коллекции из дворца Квиток в Основе. Помимо трех десятков картин, среди которых работы известных мастеров конца XVIII столетия, Гладковы хранили фамильный ампирный сервиз Квиток, дополненный фарфоровой посудой российских, западноевропейских и китайских мастеров, а кроме них два фарфоровых канделябра XVIII века выше человеческого роста, привезенных из Вены, и ещё целый ряд фарфоровой посуды венгерских мастеров. Часть мебели и люстры стиля ампир также перешли в этот дом из коллекции Квиток.
Помимо собрания Квиток владелец дом Николай Гладков выкупил для залы мебель XVIII столетия из имения графа Кочубея. В одной из гостиных была мебель начала XIX века из карельской березы с бронзой, в другой гостиной и будуаре располагалась мебель российской фабрики Матвея Шмита (Шмидта). В кабинете владельца был гарнитур красного дерева с золоченой бронзой из собрания графа Строганова.
Стены этого дома украшали картины Айвазовского, по крайней мере известно семь полотен, гравюры, миниатюры из слоновой кости, картинки на стекле XVIII века. Еще одна коллекция попала к Гладковым от купцов Акименко, в ней были и старые, и новые мастера живописи. В комнатах стояли бронзовые статуэтки. И все это было доступно для посещения и осмотра с согласия владельцев.
После смерти Надежды Дмитриевны Гладковой ее сыновья поделили имение и не имеющий склонность к искусствам Лев Николаевич Гладков, унаследовав дом на углу Благовещенской и Дмитриевской улиц, оставил себе лишь часть уникальной для Харькова коллекции, его вдохновляли западноевропейские мастера живописи. Большая же часть перешла его брату Владимиру, который к 1913 году перевез ее в собственный дом на улицу Сумскую, 31.
Возможно, усадебный дом Гладковых на углу Благовещенской и Дмитриевской хранит ещё остатки своего внутреннего убранства, и может быть, эта заметка вызовет интерес собственников и мы узнаем детали этого любопытного для краеведов и историков здания.
Автор: А. Парамонов