День музыки в складчину, или Как найти деньги на мечту
Музыкальные фестивали, музеи, мобильные приложения и книги можно профинансировать за деньги будущих зрителей, пользователей и читателей. В Харькове многие идеи становятся реальностью благодаря краундфандингу – «народному финансированию». «ХН» узнала, как это работает.
Знаменитый фестиваль «День музыки», который 21 июня уже в шестой раз пройдет в Харькове, оплатят сами меломаны. Организаторы устроили совместный сбор средств. За годы волонтерский проект вырос, и собственных сил команды для его проведения уже не хватает.
С миру по нитке на фестиваль
В 2014 году несколько молодых харьковчан вдохновились примером Франции, где ежегодно в самый длинный летний день года музыканты бесплатно играют на улицах и площадях городов, и решили провести такой фестиваль в Харькове. Откликнулось несколько исполнителей и групп, и на 16 площадках они сыграли свою музыку. В 2018 году площадок было уже 30. И тут устроители фестиваля поняли, что не рассчитали силы.
– Мы вели переговоры о финансировании с фондом, но за день до фестиваля узнали, что он не сможет нас поддержать. Мы уже анонсировали «День музыки», потому пути назад не было. Тогда один наш коллега закрыл потребности своими личными деньгами. Хотелось помочь ему хоть частично вернуть сбережения, потому мы обратились к людям, которые побывали на фестивале, и попросили нас поддержать, – рассказала «ХН» PR-директорка фестиваля Алина Ханбабаева.
Год назад деньги собирали через соцсети, удалось вернуть 45 тысяч – половину потраченной суммы. В этом году оргкомитет фестиваля решил искать средства заранее. Проект вышел на платформу «Спільнокошт». Фестиваль расширяется – будет уже 50 площадок, к музыке добавятся кино и перфомансы. В команду поверил международный фонд «Відродження»: если на «День музыки» пожертвуют 100 тысяч на платформе «Спільнокошт», фонд удвоит сумму.
Большую часть денег организаторы потратят на технические нужды фестиваля – оснащение площадок, аренду техники, оплату работы звукорежиссеров, полиграфию. Музыканты по традиции играют бесплатно.
Пока что собрали чуть больше 13 тысяч гривен, осталось 70 дней.
Даже Каразин делал это
Первая в Украине краундфандинг-платформа Big Idea началась в 2011 году как блог о новых идеях, но постепенно участники поняли, что идеи можно воплотить в жизнь, попросив для них денег у читателей. Сейчас в стране работает около десяти таких сайтов-сообществ. Многие харьковские активисты уже преуспели в деле сбора пожертвований для своих проектов. Самый известный пример – проект благотворительного фонда Сергея Жадана «Мандрівники зі Сходу». Волонтеры, которые возили благотворительную помощь детям, живущим на линии разграничения, задумали показать выпускникам школы в Золотом Луганской области другие украинские области. В 2017 году они собрали 122 тысячи гривен и свозили детей в Харьков, Львов, Одессу, Черновцы и Запорожье.
Еще один успешный пример – медиапроект «Накипело». На платформе «Спільнокошт» им пожертвовали 136 тысяч гривен. Благодаря деньгам пожертвователей в Харькове был создан Музей женской и гендерной истории. Вначале, как обычно, была просто волонтерская идея.
– Еще в 2006 году руководительница нынешнего музея Татьяна Исаева попала на стажировку в Швецию. Тогда она привезла в Украину первые экспонаты, которые демонстрировали путь шведского общества к гендерному равенству, – рассказывают в музее.
Первые экспозиции в Харькове начали демонстрировать в 2009 году, с 2013 года музей переехал в двухкомнатную квартиру. Потом экспонатов стало так много, что понадобилось настоящее помещение. Активистки собрали через «Спільнокошт» 105 тысяч гривен, сделали ремонт в старом помещении «Дома быта» и перевезли туда экспонаты.
Харьковчане успешно собирают деньги и на IT-проекты. Недавно завершился сбор средств для создания мобильного приложения Clewo, при помощи которого можно отмечать на карте места свалок вторсырья, которое можно сдать на переработку, а также находить пункты приема таких отходов.
Как рассказал «ХН» автор проекта Егор Куц, собрать необходимые деньги удалось не сразу.
– Год назад мы посчитали, что нам нужно 75 тысяч гривен, связались с площадкой для краундфандинга, но нам посоветовали переписать заявку. Со сбором такой большой суммы возникли проблемы. Мы переоценили возможности краундфандинга в Украине. Сейчас можно сказать, что украинцы не заинтересованы выступать благотворителями для идеи, которая будет реализована через несколько месяцев, нужно дать им «пощупать» продукт как можно быстрее, – говорит Егор.
В результате смету сократили почти в два раза – и успешно собрали 40 тысяч гривен за два месяца. Приложение находится в разработке, его авторы готовятся к открытому тесту.
Успешные примеры вдохновляют организаторов фестиваля «День музыки в Харькове». В конце концов, говорят они, краундфандингом в городе занимались испокон веков.
– Многие знают историю Василия Каразина, который организовал университет, и это был один из примеров краундфандинга: была идея получать качественное образование в Харькове, на нее откликнулись многие люди, скинулись, кто-то дал помещение. Это была реальная краудфандинговая кампания, – говорит директор фестиваля Алексей Мащиц.
Опытные краундфандеры, которые уже имеют опыт сбора денег, советуют тем, кто мечтает профинансировать мечту, делать свой проект как можно более простым. Если он занимает длительный срок и стоит дорого – лучше разбить на части и просить деньги на каждый этап отдельно. Хорошая идея – символические подарки для донаторов. Например, брендированная чашка, значок или сумка – важно, чтобы стоимость производства и пересылки подарка не превышала потенциальный вклад.
– Важнее всего – искреннее обращение к людям. Это, на самом деле важнее, чем презентация, чем ролик, на который тоже нужно потратить деньги, – говорит Егор Куц.
В среднем люди жертвуют на понравившиеся проекты по 100–200 гривен. Большие суммы приносят, как правило, несколько человек, жертвуя сразу по 3–5 тысяч гривен.
Не только деньги
Выход на краудфандинговую платформу может принести не только материальную, но и другую помощь. Сама заявка делает проект известным. Организаторы «Дня музыки» говорят, что даже перепост объявления в соцсетях – это уже помощь. В прошлом году, когда у фестиваля появились финансовые трудности, на помощь пришли люди, у которых не было средств, но были другие ресурсы. Кто-то помог транспортом, кто-то предоставил аппаратуру, другие помогли напечатать объявления.
Ко «Дню музыки» постепенно присоединяются не только волонтеры, но и целые организации. Например, в прошлом году две музыкальные школы и Харьковская библиотека имени Льва Толстого организовали свои концерты в рамках фестиваля. Сейчас сотрудничать с «Днем музыки» хочет культурный центр «Альянс Франсез Харьков».