Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Харьковские школьники учатся быть социально ответственными бизнесменами

Социальный предприниматель Наталья Рябуха обучает детей навыкам финансовой грамотности и социальной ответственности.

Социальный предприниматель Наталья Рябуха обучает детей навыкам финансовой грамотности и социальной ответственности. Она уверена, что будущее Украины за молодежью, которая сможет строить бизнес-модели, которые не только приносят выгоду, но и решают социальные проблемы.

Что такое социальное предпринимательство, Наталья Рябуха знает не понаслышке, она уже реализовала в Харькове два проекта аналогичной направленности. Ее детища – магазин вещей «Ясна річ» ежемесячно передает 5000 грн на благотворительность, а «Шафа добра» финансово поддерживает Центр помощи беременным.

В прошлом году харьковчанка в качестве социального предпринимателя ездила в Берлин по обмену опытом и узнала, что в школах Германии детей обучают финансовой грамотности, маркетингу и социальной ответственности.

– Они считают, что важно развивать в детях предпринимательские навыки, понимание финансов, маркетинга и современного мира вообще. У них огромная проблема: несмотря на то, что люди достаточно обеспечены, они не хотят открывать собственное дело. Государство видит в этом серьезный недостаток, поэтому они работают с молодежью, – говорит Наталья Рябуха.

Если в Украине идти на риск в бизнесе – это вынужденная мера, то в Европе экономика настолько социально ориентирована, что многие просто не видят необходимости в том, чтобы организовывать собственное дело, ведь минимальный риск прогореть всегда присутствует.

После возращения на родину Наталья решила реализовать нечто подобное и в харьковских школах, и выиграла грант на проведение тренингов по социальному предпринимательству в школе.

– Возможно, из-за того, что нет государственной поддержки, у нас выживают только самые эффективные социальные проекты. Но я надеюсь, что государство обратит на это внимание. Существует заинтересованность европейских и американских фондов к идеям социального предпринимательства в Украине, – поясняет Наталья Рябуха. – Они видят у нас возможности развития гражданского общества, предпринимательского мышления. Сейчас есть минимальное финансирование этих предприятий в виде стартового капитала или обеспечения первого года работы, то есть самых критичных моментов.

Проект по социальному предпринимательству в школах «От 0 до 1» реализуется в сотрудничестве с Фондом Восточная Европа, предоставленных Федеральным министерством экономического сотрудничества и развития.

НЕСКОЛЬКО БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ

Проект по социальному предпринимательству с учениками гимназии «Очаг» длился три месяца и завершился 5 марта. В группе из 20 человек (7–8 классы дискутировали о том, как любая деятельность влияет на экологию, на планету, на людей).

– Например, должен ли предприниматель думать о сиюминутной выгоде или стоит посмотреть все-таки немного дальше в будущее, как минимизировать негативное влияние на окружающую среду, – рассказывает Наталья Рябуха. – Как создавать новые модели, которые смогут не просто зарабатывать деньги, а решать какие-то социальные проблемы. Идея социальных бизнесов как раз в том, чтобы, видя сложную социальную ситуацию, предложить бизнес-модель, которая сможет долгосрочно и устойчиво ее решать.

Несмотря на сложность темы, школьники оказались очень чувствительны к проблемам, а вопрос получения прибыли волновал их меньше всего.

– Их очень беспокоит вопрос экологии. В частности, что сокращается количество лесов, говорили о состоянии питьевой воды. Это дети 13–15 лет, но они уже прочувствовали на себе, что еще вот недавно вода была питьевая, а сейчас ее уже нет, – рассказывает Наталья Рябуха.

Наталья встречалась с детьми после уроков раз в десять дней. Дети не только получали информацию, но и ездили на умные экскурсии – знакомились с различными формами бизнеса.

– Посетили магазин «Ясна річ», где мы показали модель немного инновационную, немного непривычную, объяснили, как она работает. Потом были в «Антикафе». Собственник показывал слайды и рассказывал, как работает эта бизнес-модель. Она ближе к классическому бизнесу, но несет серьезную социальную нагрузку – популяризируют идею здорового общения, не отягощенного развлечениями извне. Это игры настольные, это общение, никакого алкоголя, – рассказывает Наталья Рябуха. – Потом мы были в ИТ-компании, которая является представителем классического бизнеса. Детям рассказали, как создается продукт, кто является клиентом, кто работает. Мы хотели, чтобы дети могли увидеть, как абсолютно разные бизнес-подходы могут существовать и приносить пользу не только работникам, но и городу в целом.

«ЗДЕСЬ ХОРОШО»

После теоретической и практической частей программы дети решили применить знания и организовали у себя в школе зону отдыха – зеленую террасу на крыше. Это достаточно дорогостоящий проект, но Наталья Рябуха говорит, что странно было бы отговаривать детей от этого после тренингов по предпринимательству.

– В течение всей программы обучения дети делали маркетинговое исследование по технологии mapping – они изучали школьную территорию с точки зрения эмоционального ощущения и социальной нагрузки. Дети исследовали и маркировали все уголки: писали на стенах, на углах, на дверях, на скамейках: «здесь хорошо», «здесь не нравится», «здесь хочу, чтобы было то-то», «здесь плакать хочется», «тут хочется играть с друзьями», – рассказывает Наталья. – Исследование показало, что вот эта зеленая терраса – это болезнь всех детей, они все стремятся туда.

Руководство гимназии поддержало желание детей. Кроме того, выяснилось, что буквально с этого года не нужно никаких специальных разрешений для того, чтоб создавать зоны отдыха на крыше. Основную часть расходов взрослые возьмут на себя, а дети соберут деньги на озеленение территории. Для этого ученики самостоятельно организовали и провели школьную ярмарку. Работы по превращению школьной крыши в зеленую террасу администрация школы обещает начать уже летом.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.