9 районов Харьковской области вместо 27: плюсы и минусы объединения
Девять, а то и вовсе только четыре района вместо 27, как сейчас. До 2020 года многие территориальные единицы исчезнут с карты Харьковской области, а новые райсоветы получат другие полномочия.
Административно-территориальная реформа перекраивает карту области. Села и поселки объединяются в территориальные громады, районная власть теряет свои полномочия, а потому Минрегионразвития решило укрупнить районы. В Харьковском областном совете сейчас рассматривают два варианта объединения. По первому остается всего четыре района, второй – более вероятный – предполагает 9 районов в Харьковской области (см. карту).
Необходимость пересмотреть границы районов и поменять полномочия районных властей назрела потому, что вскоре все села и поселки в Харьковской области войдут в объединенные территориальные громады (ОТГ). По плану к 2020 году таких ОТГ в регионе должно быть 59, но может быть и по-другому. К примеру, по этому плану в Волчанском районе предполагалась одна громада, но Старый Салтов объединил вокруг себя шесть сельсоветов и стал отдельной ОТГ.
Когда объединение завершится, громады будут сами решать почти все свои задачи. У райсоветов почти не останется функций, но в необходимости их существования в Ассоциации органов местного самоуправления не сомневаются.
– ОТГ выходят на прямые межбюджетные отношения с Минфином, минуя район и область. Но на районном уровне все равно остается много вопросов – дороги, мосты между ОТГ, например, кто-то должен их строить и ремонтировать, – объяснил «ХН» суть реформы исполнительный директор областной Ассоциации органов местного самоуправления Николай Титов. – Полномочия ОТГ заканчиваются с ее границей. Районные больницы, заповедники, интернаты и ПТУ громада не сможет содержать.
По проекту 9 городов и поселков области станут райцентрами, остальные будут иметь полномочия ОТГ и выбирать в объединенный райсовет своих депутатов. Не исключено, что в переходный период функции ОТГ и районных администраций будут пересекаться.
– В Золочеве и Коломаке созданы ОТГ в масштабах района, но по сей день есть райсовет и райадминистрация, которые дублируют функции громад. Но это – такой переходный период, – говорит Титов.
В конце концов, 80 % функций и полномочий нынешних районных советов и администраций отойдут к объединенным территориальным громадам. В Ассоциации полагают, что это поможет сократить количество чиновников и перенаправить деньги с их зарплат на что-то более полезное громадам.
Люботин хочет районный статус
План объединения составили таким образом, чтобы между районами не было большого отличия по количеству населения, как сейчас.
– Сейчас в Печенежском районе – 9 с половиной тысяч населения, в Харьковском – больше 100 тысяч, а полномочия у них одинаковые. Мы пытаемся уравновесить территориальные единицы, потому что содержать администрацию на 9 тысяч нерационально, – поясняет Николай Титов.
Статус райцентра или города областного значения после реформы не даст населенному пункту таких очевидных привилегий, как сейчас. Но жителей Люботина перспектива присоединиться к Валковскому району с центром в Валках возмутила.
– Это оскорбительно для Люботина, – полагает местный врач Денис Арман. – В Люботине – 25 тысяч населения, в Валках – всего 8 тысяч, там даже нет железной дороги. Если это произойдет, город превратится в обычный поселок.
26 лет назад жители Люботина проголосовали на местном референдуме за выход из Харьковского района. Но сейчас у люботинцев нет шанса сохранить независимость – территориально-административная реформа не предполагает статуса города областного значения. Они предлагают другой выход.
– У нас есть предложение сделать Люботин центром нового района. Мы собрали инициативную группу и подписали обращение в мэрию. Горсовет должен обратиться с таким предложением к областному совету, – говорит Арман.
В Ассоциации органов местного самоуправления успокаивают люботинцев: еще никто ничего не решил.
– Не надо сейчас никого пугать – у нас идет процесс моделирования, поиска, изучения, анализа, как лучше. Есть у нас предложение из четырех районов, есть – из девяти, есть предложение Люботин делать новым центром, есть предложение – Валки или Балаклею. Мы все собираем и изучаем – нет пока никаких решений, обязательных к исполнению, – заверил Николай Титов.
Предложение оставить четыре района – Харьковский, Лозовской, Изюмский и Купянский – исходило от Минрегионразвития, в Харьковском облсовете настаивают на большем количестве районных единиц. Кроме того, в Ассоциации предлагают обязательно включать глав ОТГ в исполком новых райсоветов, чтобы они могли влиять на решения, которые будут принимать в новосозданных райцентрах. Кроме того, ОТГ будет делегировать своих представителей в райсовет на выборах.
Все эти предложения пока очень «сырые», поскольку для подобного рода реформ нужна еще и законодательная база.
Определиться с окончательной моделью карты области планируют в 2020 году. К этому времени должны пройти выборы во все объединенные территориальные громады. А местные выборы, по плану Минрегионразвития, будут уже проводиться на новой территориальной основе. 23 января Кабмин утвердил план реализации второго этапа децентрализации – создания укрупненных районов. Премьер-министр Владимир Гройсман предлагает закрепить территориальные изменения и в Конституции Украины.
Первая попытка провалилась
Провести территориальную реформу в Украине уже пробовали во времена президентства Виктора Ющенко, в 2005–2010 годы. Идейным вдохновителем преобразований выступил вице-премьер-министр Роман Бессмертный. Он тоже предлагал идти по пути укрупнения и образовать 4 тысячи общин, 280 районов, 70 городов-районов и 33 региона и города-региона. По замыслу Бессмертного, в общине должно проживать не меньше 5 тысяч человек, в районе – не меньше 75 тысяч, в регионе – 750 тысяч и больше. Были у вице-премьера и революционные задумки – например, вовсе упразднить Донецкую область, разделив ее на две с центрами в Мариуполе и Краматорске. Это и другие смелые предложения были встречены в штыки, инициативу реформы очень критиковали.
Провалу реформы способствовала и ее дороговизна. Бессмертный утверждал, что для ее проведения нужно 7 миллиардов (1,4 миллиарда долларов по курсу того времени) гривен и всего один год. Для сравнения: на подобную реформу в соседней Польше ушло 7 лет, и обошлась она в 10–12 миллиардов долларов.
Денег таких не было, Бессмертный ушел в отставку и о реформе забыли. В 2012 году в правительстве Николая Азарова были робкие попытки поговорить о реформе, но уже спустя год у президента Виктора Януковича и его команды начались совсем другие проблемы и о реформе благополучно забыли во второй раз. Сейчас – третья попытка.