Евробляхи вне закона. Кто выиграет от войны парламента и автомобилистов?
Автомобилисты на еврономерах анонсируют акции протеста по всей Украине. 20 ноября такая акция пройдет и в Харькове. Владельцы евроблях недовольны новыми законами, которые меняют систему таможенных платежей. За ввоз старого малолитражного автомобиля из-за границы придется заплатить его тройную цену. Но за массовыми протестами стоит не только экономика. Евробляхеры станут частью большой политической игры.
7 и 8 ноября сотни автомобилей с польскими, литовскими и другими европейскими номерами блокировали правительственный квартал в Киеве. Рада рассматривала два законопроекта – № 8487 и № 8488. Первый менял правила оформления нерастаможенных авто на еврономерах, второй предусматривал штрафы за нарушения правил. В результате парламент проголосовал за оба законопроекта без учета пожеланий автомобилистов на еврономерах, и теперь ими недовольны и те, кто растаможил автомобиль по закону, и те, кто ездит без оформления.
Кто такой евробляхер?
В Украине, по разным подсчетам, ездит два-три миллиона автомобилей, которые не прошли регистрацию. Как правило, это машины с литовскими или польскими номерами, владельцы которых предпочли не снимать их с иностранной регистрации, чтобы не платить налоги за ввоз. Сейчас в Украине, по разным подсчетам, 2–3 миллиона таких автомобилей. В Харькове в организации «Авто Евро Сила» состоит примерно 1000 членов, но на деле владельцев нерастаможенных иномарок намного больше – активисты организации называют цифры от 20 до 50 тысяч.
Появлению такого количества автомобилей, которые находятся в стране на условиях временного ввоза или транзита, способствовали законы, которые в свое время пролоббировали автодилеры. До 2008 года регистрация автомобиля старше 8 лет была невозможной. С 2008 года Украина присоединилась к ВТО, были разработаны акцизы на ввоз авто – якобы для защиты собственного автопрома. Схема акцизов индивидуально рассчитывалась для каждого автомобиля, и покупка старых иномарок в ЕС все еще оставалась делом невыгодным – иногда акциз в 10 раз превышал цену автомобиля старше 5 лет. В 2016 ставку акцизного налога немного понизили – но только для автомобилей старше 2010 года выпуска. Но нашлись схемы, которые позволили ввозить в Украину автомобили на иностранных номерах. Например, автомобиль оформлялся на литовскую или польскую компанию, а на покупателя выписывалась доверенность – то есть фактически он владельцем не являлся. Подержанный автомобиль по этой схеме можно было приобрести за 2–3 тысячи евро, чем и начали пользоваться те, у кого не было средств на покупку нового авто. В народе такие автомобили на иностранных номерах получили название «евробляха», от польского слова blachy – так называется железо, которое используют для штамповки номеров.
– Большинство харьковский евроблях – 15-летние немецкие автомобили с двухлитровым двигателем на дизеле, – рассказал «ХН» лидер общественной организации «Бюро добрых дел» Алексей Кусов, в прошлом – активный сторонник «Авто Евро Силы». – Этот – «Фольксваген Пассат» от 97 года и моложе, «Ауди» А6 и А4, «Фиаты», «Шкоды», «Опели» 2000-х годов, «Мерседесы» А-класса. Японских и корейских машин на евробляхах меньше, потому что они – экспортные и для Евросоюза, да и по обслуживанию дороже немецких.
За последние два года в Верховной Раде были зарегистрированы десятки законопроектов, которые должны были урегулировать правила ввоза автомобилей. 8 ноября депутаты приняли закон о снижении акцизного налога на ввозные авто. Но владельцев евроблях это отнюдь не обрадовало.
Все дело в возрасте
Новые правила упрощают процедуру регистрации автомобиля в Украине. Если раньше акцизный сбор для каждого автомобиля считался по сложной и запутанной схеме, то после того, как Закон № 8487 вступит в силу, акцизный сбор будет рассчитываться по простой формуле (см. инфографику). Акциз жестко привязан к возрасту авто и объему двигателя. Чем старше автомобиль и больше двигатель, тем больше придется заплатить.
Но акциз – это еще не все. Необходимо уплатить еще и НДС, и ввозную пошлину, и пенсионный сбор. Последний пункт в свое время ввели как временную меру, связанную с дефицитом Пенсионного фонда, и с тех пор она автоматически продлевается при каждом голосовании нового бюджета страны. Кроме того, владельцу евробляхи предстоит съездить в страну покупки автомобиля, найти там настоящего владельца и оформить сделку купли-продажи, как положено. Выходит, что человек, который надеялся за 2 тысячи евро стать счастливым обладателем транспортного средства, теперь вынужден будет выложить в три раза больше.
Лидеры «Авто Евро Силы» во время акций протеста требовали убрать из формулы поправку на возраст автомобиля. Законодатели к ним не прислушались. В ответ лидер движения Олег Ярошевич демонстративно сжег свой «Рендж Ровер» – видео горящего внедорожника облетело соцсети.
«Для большинства людей, которые купили право пользования авто на европейской регистрации за €1500, дешевле сжечь свое авто, чем его купить и растаможить по принятым сегодня законам!», – написал Ярошевич в посте.
Протест лидера поддержали и в харьковском филиале «Авто Евро Силы». Жечь машины, правда, никто не стал. В организации готовятся присоединиться к всеукраинской акции протеста.
– Узаконить авто смогут все, у кого есть нормальные документы, другое дело – это будет очень дорого. Если автомобиль стоит дешевле 5 тысяч долларов и старше 2005 года – проще машину выбросить. Чтобы людям было выгодно ездить легально, из формулы акциза нужно убрать привязку к году. Потому что выходит так: за новый «Мерседес», который 80 тысяч евро стоит, человек платит 30 % его цены за растаможку, а небогатый человек, который купил «Фольксваген» 2000 года, заплатит 300 %, – заявил «ХН» лидер филиала Роман Старченко.
В каком виде будет проходить протест, в харьковской «Авто Евро Силе» пока не определились. Изначально планировали перекрывать дороги, но сейчас уверяют: все будет сделано так, чтобы не помешать жизни города.
За границу – от штрафов
Для того чтобы простимулировать владельцев евроблях узаконить их в Украине, законодатели ввели льготный период оформления. В первые 90 дней после подписания закона автовладельцы «евроавтомобилей» смогут их растаможить за 50 % стоимости. Еще 90 дней цена регистрации будет полной, но штрафовать водителей никто не будет. После того, как закон проработает полгода, законодатели предусматривают серьезные наказания для тех, кто не захочет отказываться от европейских номеров (см. инфографику).
Самый серьезный штраф предусмотрен для тех, кто будет «таксовать» на евробляхе либо передаст ее во владение третьим лицам – 34 тысячи гривен.
– Если будет политическая воля навести в этом порядок, там для штрафов вполне достаточно полномочий и у полиции, и у таможни, и у фискальных органов, – считает юрист «Харьковского автоклуба» Денис Журавель. – Но сам закон довольно сырой, прописан плохо и бессистемно, Верховная Рада не обратила никакого внимания на замечания юридического управления. Не прописана процедуры перехода права собственности на машину.
Денис Журавель считает, что ввоз иностранных автомобилей в Украину нужно было урегулировать законодательно, но сделать это следовало еще два года назад – это не создало бы такого высокого социального напряжения.
Роман Старченко, напротив, уверен, что владельцы евроблях найдут способы избежать жестких штрафов, даже если закон будет принят. Таксисты на еврономерах, которых немало и в Харькове, даже сейчас ездят под угрозой штрафа в размере 300 % от неуплаченных таможенных сборов – их деятельность незаконна и по существующему законодательству. Остальным проще заплатить штраф заранее.
– Я загнал автомобиль в режим транзита, через 10 дней наступает максимальный срок просрочки – на 11 день я иду в ГФС, плачу 8500 и никто мне уже не страшен, никто штрафы ко мне не сможет применить. Все, кто заехал в Украину в режиме транзита до вступления закона в силу, смогут ездить и дальше и ничего сделать с ними никто не сможет – закон обратной силы не имеет, – говорит Старченко.
Сам лидер харьковских евробляхеров ездит на AUDI Q7, которую пригнал в режиме временного ввоза. Чтобы оформить автомобиль стоимостью 10 тысяч евро, ему нужно заплатить 6 тысяч – не вдвое больше, как владельцам старших евроблях, но тоже немало.
Еще один выход для таких «временщиков» – каждые 10 дней выезжать за границу. Ближайшая граница у нас с Россией – Гоптовка, потому уже сейчас можно спрогнозировать, что очереди на КПП станут длиннее.
Политический театр?
Алексей Кусов из «Бюро добрых дел» и, по его словам, представители еще нескольких общественных организаций готовы жаловаться в Конституционный суд Украины на нововведения. С бывшими сотоварищами по «Авто Евро Силе» они сейчас не солидарны – в движении произошел раскол после того, как законы были приняты в первом чтении летом этого года.
– Принятие этих законопроектов – это кулуарная договоренность между центральными руководителями организации «Авто Евро Сила» и главой налогового комитета Ниной Южаниной, – уверен Алексей Кусов. – Это было еще в июне, до голосования в первом чтении. Договоренность заключалась в том, что законопроекты будут вынесены на голосование, всколыхнут население, и лидеры «Авто Евро Сила» начнут свою политическую кампанию.
После сжигания автомобиля Олег Ярошевич заявил о создании политической платформы – «Сила избирателей». По словам лидера евробляхеров, это будет не политическая партия, а общественное движение, объединяющее различные организации. Но Алексей Кусов намерениям бывшего соратника не доверяет.
– Ко мне сотни людей со всей страны звонят ежедневно, и я всем объясняю одно и то же – это политический театр, – убежден активист. – Путь первый – президент накладывает вето, отправляет закон на доработку в Верховную Раду, там принимается десятка три правок в том формате, который нужен. Второй вариант – Порошенко не подписывает документы до обращения «Авто Евро Силы» в Конституционный суд. Электоральная поддержка идет к Порошенко в любом случае.
В «Авто Евро Силе» уверяют: политикой не интересуются, и президентское вето их не устроит.
– Требования наши таковы, чтобы президент отправил законопроект на доработку. Чтобы он заставил депутатов пересмотреть те поправки, которые они отклонили. Просто вето нам не нужно – в очередной раз оно отбросит нас на несколько лет назад в нашей борьбе, – заверил «ХН» Роман Старченко.
В любом случае, и члены «Авто Евро Силы», и владельцы евроблях, которые не поддерживают это движение, советуют не торопиться сжигать свои автомобили или разбирать их на запчасти. Пока президент не подписал закон и занавес в законодательном театре еще не опущен.