Прогулки по Харькову. Здание Музея церковных древностей на улице Искусств
Сегодняшнее начало улицы Искусств – бывшей Каплуновской – совершенно безлико и безвкусно, чего не скажешь о начале XX столетия.
Еще в середине XIX столетия правая (четная) сторона будущей Каплуновской начиналась с Рождество-Богородичной Каплуновской церкви, а вокруг нее находилась уцелевшая часть бывшего городского кладбища. К концу XIX столетия здесь уже была пустопорожняя земля, принадлежавшая городу. Проходивший в 1902 году в Харькове XII Археологический съезд открыл невероятное количество церковных древностей, многие из которых были зафиксированы экспедициями по Харьковской губернии профессора Егора Редина.
Уже тогда созрела мысль о необходимости создания Музея церковных древностей. Но только в 1911 году Харьковская духовная консистория обратилась к городской думе с просьбой выделить участок для строительства такого музея, а заодно библиотеки и квартир для чиновников епархиального управления.
В 1912 году по проекту епархиального архитектора Владимира Николаевича Покровского для Археологического музея церковных древностей и епархиальной библиотеки было построено здание в стиле модерн. Сегодня его уцелевшую красоту и величие фасада можно лишь отчасти наблюдать в осеннее и зимнее время (ул. Искусств № 4).
В том же 1912 году архиепископ Арсений учредил в Харькове епархиальное церковно-археологическое общество и при нем Музей церковных древностей, открытый в 1913 году. Председателем общества был назначен протоиерей Петр Фомин, автор труда «Церковные древности Харьковского края». Распоряжением последующего архиепископа Антония в музей следовало передавать богослужебные книги и предметы, которыми не пользуются священнослужители в храмах епархии. Музей просуществовал до конца 1919 года, а с окончательным установлением советской власти был закрыт, экспонаты были переданы в другие музеи, сегодня лишь незначительное их число уцелело.
В 1927 году здание было передано Республиканскому дому литераторов им. Василия Блакитного, который просуществовал здесь до 1934 года, то есть пока Харьков имел столичный статус. Мемориальная доска, затерявшаяся на стене здания, лишь перечисляет имена знаменитостей, бывавших здесь, и не может передать атмосферы, которая отложилась в памяти современников тех лет. Строгие и сдержанные интерьеры, созданные Владимиром Покровским, были переделаны в 1928 году в стиле украинских народных мотивов украинским художником-графиком Адольфом Иосифовичем Страховым. Деревянные детали интерьеров, двери, мебель были украшены резьбой в том же стиле.
Вот как описывает современник эти интерьеры в 1929 году: «З його стін дивляться на нас закрутки українського бароко, двері його – дешевий модерн, з совами і дебелими кільцями замість ручок. Весь будинок в цілому нагадує будинок Полтавського земства. Фризи стін використовують дуже вільно і безсоромно книжкові прикраси Нарбута. Коли у Нарбута всі ці закрутки були зроблені манерою штрихів, то тут, за технічною неможливістю це виконати на стінах, довелось площини орнаменту фарбувати цілком».
Первый директор, поэт Максим Лебедь, собрал уникальную библиотеку, выписывал все газеты и журналы, выходившие в стране, и благодаря его организаторским талантам практически каждый день превращался здесь в уникальное событие. Сегодня здание серое и безликое – не имеет никакой жизненной силы и утратило былую магию.