Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

130 гривен в руки на проезд: монетизация льгот в Харьковской области не заработала

Фото: Константин Чигринский/KHARKIV Today
От мэрии Харькова потребовали повысить качество пассажирских перевозок. Фото: Константин Чигринский/KHARKIV Today
Распоряжение о компенсации проезда появилось в мае, но денег в бюджетах нет.

История с монетизацией льгот на перевозку льготного контингента в Харьковской области пока висит в воздухе. Местные власти не спешат предоставлять адресную помощь, предпочитая пока решать проблемы льготного проезда за счет перевозчика или пассажиров.

Отказываются возить бесплатно

Постоянные жалобы на то, что водитель отказывается везти бесплатно пассажиров льготного контингента, появляются то тут, то там.

– Прозрел только что в маршрутке. Паренек предъявил удостоверение инвалида второй группы. Оказывается, с понедельника инвалидов второй группы, детей из многодетных семей и, я так понимаю, еще не одну категорию просто вычеркнули из бесплатного проезда, – рассказал житель Купянска Вадим.

В Купянске, оказывается, с сентября решили возить за деньги не только отдельные категории льготников, но и школьников.

– У меня вопрос: почему на протяжении двух лет так ухудшилась ситуация с проездом детей школьников в автотранспорте? Собирали родителей в школах, убеждали нас, что, трехгривневый проезд будет действовать неограниченно на протяжении всей недели, бесплатный проезд вообще отменили. Родители согласились, подписали соглашение, а теперь... Теперь дети должны ездить по полному тарифу. Везде в Украине действуют льготные тарифы для школьников, но в Купянске, видимо, живут нешкольники, – сообщила мама школьника Екатерина.

В Купянском горсовете только руками разводят – денег на бесплатный проезд для школьников нет. По информации начальника управления труда и соцзащиты Купянского горсовета Натальи Ягодки, в 2018 году перевозчикам решили компенсировать на проезд льготного контингента сумму в размере 1 млн 800 тысяч гривен (в городе чуть больше 18 000 льготников без учета школьников и пенсионеров).

– Компенсация предусмотрена только по льготным рейсам по обычному маршруту движения. Возможности местного бюджета, к сожалению, ограничены. Перечень льготных рейсов утверждает исполком, перевозчикам компенсируют 2,50 грн за каждого льготника, – сообщила Наталья Ягодка.

Перевозчик Александр Капленко, у которого, кроме Купянска, есть маршруты еще в четыре районах области, говорит, что скоро за проезд придется платить больше: он уже подал расчеты в Купянский горсовет, просит увеличить цену проезда с 2,50 до 4 грн. Однако ответа пока не получил.

– Местные советы компенсируют за проезд льготного контингента всего 2 % в год от требуемой суммы. В Купянске компенсируют и того меньше, – сообщил «ХН» Капленко.

Проблему компенсации проезда для льготников легко бы решила монетизация льгот, но пока о таком подарке от местных властей перевозчики и не мечтают.

130 гривен на человека

Компенсация проезда льготников всегда было прерогативой Кабмина, но уже более десятка лет деньги на это в местные бюджеты не приходят. Более того, весной 2018 года Кабмин постановлением № 197 утвердил Порядок предоставления льгот в наличной форме по оплате проезда всеми видами транспорта общего пользования на городских, пригородных и междугородних маршрутах, переложив с себя ответственность: мол, в результате децентрализации в бюджетах на местах стало оставаться гораздо больше денег в виде налогов – оплачивайте проезд льготников на местах. В соответствии с документом размер компенсации должен ежегодно определяться местными облгосадминистрациями. В документе было прописано требование к областным властям «обеспечить в двухмесячный срок со дня вступления в силу этого постановления утверждение размера ежемесячной наличной выплаты в 2018 году». Постановление было опубликовано и вступило в силу с 24 марта, немного с опозданием, 30 мая, глава ХОГА Юлия Светличная издала распоряжение, по которому размер компенсации на одного льготника должен составлять не менее 130 грн в месяц по всей Харьковской области. Размер ежемесячной наличной выплаты в ХОГА определили путем умножения средней стоимости проезда в городском коммунальном транспорте в области – 4,33 грн – на 30 поездок.

"Затвердити розмір щомісячної готівкової виплати для окремих категорій населення, які мають права на пільги з оплати проїзду усіма видами транспорту загального користування на міських, приміських та міжміських маршрутах, у сумі 130 гривень", - сказано в документе.

По информации Департамента социальной защиты населения ХОГА, в области почти 662 тысячи льготников, из них право на монетизацию льгот имеют 480 тысяч человек. Из этого перечня исключили пенсионеров. Но даже с этим «минусом» монетизация так и не началась ни в одном районе области, все ездят по-старому: там, где водитель подобрее – везет бесплатно, где более принципиальный – приходится платить. Так будет продолжаться и дальше.

По словам директора Департамента труда и соцзащиты Юрия Шпараги, как минимум до нового года ничего в плане перевозок в области не поменяется.

– Никто сегодня не принял решения просто выдать по 130 грн людям в месяц, все ищут пути решения. Тех, кто не ездит, – их 130 грн устроит, других, кто ездит, – не устроит, – говорит Шпарага. – Харьков вводит электронный билет. Местные громады работают у себя над этими программами поддержки льготников, и уже есть результаты. Как они это делают: одни платят перевозчикам, другие просто бесплатный транспорт предоставляют и так далее. Пенсионеры не имеют права на льготный проезд, хотя их продолжают возить, ссылаясь на законодательство, которое когда-то действовало. Просто уже привычка – как их не возить? Харьков принял свою программу, и они всех пенсионеров-харьковчан будут возить бесплатно. Дети из многодетных семей имеют право на льготу, школьники не имеют.

Рабочая группа в ХОГА думает и над другими путями решения перевозки льготного контингента. Например, над тем, как включить в единую систему Е-ticket жителей двух ближайших районов – Харьковского и Дергачевского, ведь люди оттуда часто ездят в город и пользуются льготами при проезде в общественном транспорте Харькова.

– Нет другого пути, как выдать им эти электронные билеты. Остается вопрос: кто за это заплатит, – говорит Юрий Шпарага.

Денег нет

Льготники в области продолжают ездить по старой схеме: условно бесплатно. Пенсионеры часто дают вместе с удостоверением 1–2 грн перевозчику. Некоторым приходится ругаться с водителем, чтобы отстоять свое право на бесплатный проезд. Местные бюджеты пока частично (от 2 до 5 %) компенсируют перевозчикам оплату льготного проезда. Городской голова Первомайского района Николай Бакшеев считает идею с монетизацией льгот заведомо провальной.

– При потребности четыре миллиона гривен в год мы выделяем на это 300 тысяч. Это где-то два дня в неделю в городе льготников бесплатно возят перевозчики. Больше не может позволить себе местный бюджет. На сегодняшний день у нас необеспеченность по зарплате и энергоносителям, образованию, медицине больше 14 млн грн, о какой мы можем говорить монетизации? – говорит Бакшеев. – В нашем городе этого не случится. Вот вам мой прогноз. У меня не будет 130 грн на проезд каждому льготнику. Ни в каком списке – ни в широком, ни в узком. Их просто нет по факту.

А вот в поселке Покотиловка Харьковского района собираются монетизировать льготы с 2019 года. По словам городского головы Анатолия Павленко, сейчас идет активная работа по составлению списков тех, кто имеет право получить компенсацию за льготный проезд.

– Пока идет подготовка, перевозчикам выделили компенсацию – 300 тысяч гривен – и те, кто имеет на это право, ездят бесплатно. 100 тысяч гривен выделил район и 200 тысяч – местный бюджет субвенцию. Перевозчики просят сумасшедшие деньги на компенсацию. Больше трех миллионов. У нас весь бюджет поселка такой, так что извините, – говорит Павленко.

Катастрофа для бюджета

Один из крупнейших перевозчиков области, директор ООО «Авто-ОВИ» Валерий Дробушко, ежедневно перевозит 50 тысяч льготников. По его словам, если бы государство или местная власть компенсировала ему их проезд, выручка предприятия увеличилась бы на 10–15 миллионов в месяц.

– Я обеими руками за монетизацию льгот. Выдали деньги – и все. У меня все зашли, заплатили. Так – я все понимаю, а так – я ни черта не понимаю: кто имеет удостоверение, кто не имеет, кто имеет право, кто не имеет. Ну, я думаю, что никто деньги на руки выдавать не будет. Потому что, посчитайте, сколько надо денег. Для бюджета Харьковской области – это катастрофа. Государство и местная власть просто решают свои проблемы за счет перевозчика, – говорит Дробушко.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.