Дядя Фара: «Ретромобили – это тот же наркотик»
В преддверии четвертого Харьковского Ретро Слета «Харьковская неделя» поговорила с организатором фестиваля старинных автомобилей Дядей Фарой (Олегом Федоренковым) о Chevrolet Bel Air из гаража Брежнева, моде на ретромобили и трудностях спасения старинных авто.
19–20 мая любители ретромобилей со всей Украины соберутся в Харькове на Четвертый Ретро Слет. В этот раз он пройдет на арт-заводе «Механика» и будет посвящен стилю Pin-up и автомоде 1950-х годов.
«Ретро Слет возник от чувства стыда»
– Дядя Фара, в прошлом году Ретро Слет был на площади Свободы. Почему в этот раз вы поменяли место?
– Мы – ретрограды и стараемся придерживаться традиций, но Харьковский Ретро Слет постоянно меняет дислокацию. Мы знакомим и приезжих, и харьковчан с разными местами. Первые два Ретро Слета были на стадионе «Старт», люди не знали, что он до сих пор существует. В прошлом году была площадь. Сейчас – бывший паровозный завод. Я сам не очень люблю такой стиль – лофт, он мне кажется немного мрачноватым. Но история живет в этих стенах, люди должны проникнуться.
– Какой экспонат будет «фишкой» этого Слета?
– Chevrolet должен приехать на Ретро Слет, он не попал в прошлом году – сломался автовоз, который должен был привезти его из Днепра. Он полностью соответствует заявленному стилю Ретро Слета – пин-ап, автомобиль 1955 года рождения, и он действительно принадлежал Леониду Ильичу Брежневу. Как известно, генеральный секретарь фанатично был влюблен в автомобили, сам часто ездил за рулем, любил скорость. В одной из его поездок в США ему был подарен этот автомобиль. Он приехал в Советский Союз, обосновался в гараже Леонида Ильича. Однажды Брежнев приехал в свой родной Днепропетровск, и там автомобиль банально сломался. Но никто же не будет ждать, гнать в автосервис, когда тут – целый генеральный секретарь. Брежнев оставил его на одном из заводов, а со временем подарил его директору. Директор завода передарил его кому-то из своих подчиненных, и так он постепенно спустился по нисходящей. Тогда он не считался «ретро», это был просто старый автомобиль. Туда поставили волговский двигатель, волговскую коробку передач, и где-то в гаражах он медленно умирал, пока в его жизни не появился известный реставратор Василий Панкратов, который выкупил его в свой гараж и реставрировал до оригинального состояния. Все запчасти были заказаны в США, так что сейчас этот автомобиль – 100 % оригинальный. И вот он будет представлен харьковской публике.
– Сколько всего будет экспонатов на Ретро Слете?
– Порядка 150 автомобилей и около сотни мотоциклов. Но точное количество мы всегда знаем только в день мероприятия. Автомобили старенькие, двигатель может не запуститься, кроме того, владельцы ретроавтомобилей панически боятся любых осадков и в дождь из гаража не выезжают.
– Какие существуют правила и ограничения для участников?
– Автомобиль должен быть старше 30 лет и быть в исправном техническом состоянии. Но иногда интересные автомобили приезжают не совсем исправными – как в прошлом году два автомобиля были доставлены просто на эвакуаторе, это были Ford Mustang – легенда мирового автопрома 1964 и 1967 годов. Так что рамок пока строгих нет. К сожалению, все-таки преобладают авто отечественного производства – дедушкина «копейка», «Запорожцы», «Волги». Но изюминки тоже будут – Ford Thunderbird, например, кабриолет 1957 года коллекционера из Черкасс.
– С чего начинался Первый Ретро Слет в 2015 году?
– Первый Харьковский Ретро Слет возник от чувства огромного стыда. В Киеве было мероприятие, в Днепропетровске и Львове были, а в Харькове, где представлен сильнейший автоспорт, такого не было. И решили мы с моим коллегой Дмитрием Харченко в 2015 году организовать такое мероприятие. Мы давно увлечены ретромобилями, но мероприятия специально для ретро не было.
– Были экспонаты за эти три года, которые вас удивили?
– Был мотоцикл очень редкий – Harley-Davidson, конца 70-х годов. Его выпустили к 85-летию фирмы ограниченным тиражом, их было всего 800. Вот у нас в Харькове есть такой, ездит. Он будет и в этом году. Еще у нас будет ЗИС-110, на подобном автомобиле ездил Сталин. Возможно, успеют закончить реставрацию Ford Model T. Там все готово – шин только нет. Если успеют, то это будет наш самый старый экспонат.
– Откуда он взялся?
– Коллекционеры из Запорожья привезли с аукциона из Соединенных Штатов. Это та самая модель, при помощи которой Генри Форд массово пересадил Америку на автомобили. Это – первый конвейерный автомобиль (выпускался с 1908 по 1927 годы – прим. «ХН»). Неизвестно, кому он принадлежал – их было очень много. Любой рабочий за полгода мог купить автомобиль – такая была политика у Генри Форда.
– Иностранные участники приедут?
– Немного ситуация в стране сложновата, потому иностранные коллекционеры доезжают только до Львова. Это грустно. Когда с людьми связываешься, они сразу смотрят карту, видят, что рядом Донецк и думают, что здесь свистят пули, взрываются снаряды.
«Я – просто спасатель»
– Сколько сейчас в Украине коллекционеров старых авто?
– Безумно много и, к счастью, становится все больше. Это десятки тысяч человек. Не все, правда, показывают свои коллекции. В Харькове я знаю, по крайней мере, две мотоциклетные и три автомобильные коллекции, которые не представлены широкой публике. Попасть в эти гаражи практически невозможно, и машины не выезжают.
– А в каких городах коллекционеров больше всего?
– В столице – банально больше жителей, люди более состоятельны. В Одессе много «Фордов». Харьковчане очень активны, и за счет этого выигрывают. Есть маленький городок Александрия – райцентр в Кировоградской области, который проводит уже Третий Ретро Слет.
– У вас есть ретроавтомобиль?
– В гараже Дяди Фары – четыре ретромобиля, все – марки Ford. Я – поклонник этой марки. У меня три авто 1972 года и один очень свеженький – 1977. Дело в том, что мой период любви – к автомобилям, музыке и прочему – это середина 60-х до середины 70-х: рок-н-ролл, сексуальная революция, хиппи-мобили. Один из моих автомобилей будет представлен на Слете, остальные – в реставрации. Реставрация – дело хлопотное, с мастерами что-то подзатянулось дело, я этим немного огорчен. На ходу, к сожалению, только один.
– Вы часто ездите на нем?
– Постоянно – участвую в ралли, пробегах ретромобилей.
– Он бензина, наверное, много ест?
– Ох, да, много. Но это – любимая игрушка, поэтому в чем-то отказал, а сюда – потратил.
– Как вы нашли свои автомобили?
– Как-то так сложилось, что они все были спасены от смерти: от сдачи в металлолом – один, от превращения в груду ржавчины – еще один. Я – просто спаситель. Может, не совсем правильный пример приведу, но как наркоманы находят друг друга? Вот и мы, ретровики, так же, мы же больные люди, ретромобили – это тот же наркотик. И мы как-то друг друга чувствуем. Люди часто звонят: «Дядя Фара, пропадает автомобиль, не нужен?». Вот так вот.
– Эти авто, наверное, очень сложно обслуживать? Детали ведь уже не производят.
– Иногда приходится «колхозить» – какую-то современную деталь тулить в старый автомобиль. Можно заказать детали оригинальные через интернет у других коллекционеров за границей. Есть разный уровень восстановления этих экспонатов: есть реставрация до полного оригинала, есть качественный ремонт с использованием некоторых современных и новодельных деталей, которые полностью соответствуют оригиналу. Есть отличные мастера, например, Василий Панкратов – уровень его работы полностью соответствует мировому уровню. В Днепре есть еще один известный реставратор – Петр Могильников, который реставрирует авто марки ГАЗ, после его реставрации автомобиль может быть представлен в любом музее мира. В Харькове есть сильнейшие три реставратора.
– Сколько сейчас может стоить такая вещь?
– У таких вещей нет цены. Все зависит от жадности владельца и желания покупателя. Можно за 300–500 долларов что-то купить, а есть такие экспонаты, цена на которые просто зашкаливает.