Офис-призрак. Представительство в Вашингтоне: лоббистский центр региона или пиар-проект губернатора
С чем связан ореол таинственности вокруг Харьковского офиса в Вашингтоне и почему обещания чиновников о развитии международного сотрудничества расходятся с реальностью, продолжает разбираться «ХН».
22 сентября 2015 года харьковский губернатор Игорь Райнин торжественно презентовал в Киеве, в Американском доме, Вашингтонский лоббистский офис Харьковской области. На презентации присутствовали посол США в Украине Джеффри Пайетт, министр внутренних дел Арсен Аваков и ряд других высокопоставленных лиц.
На этой презентации Игорь Райнин заявил следующие цели офиса: «Деятельность Харьковского офиса в Вашингтоне будет строиться по трем основным направлениям: промышленный блок, гуманитарный и культурный. Нам нужны новые рынки сбыта, необходимо проводить диверсификацию рынков. Нам необходимо сотрудничество в гуманитарной сфере, ведь Харьков – это крупнейший вузовский центр Украины».
С тем, что обещали харьковские чиновники и что получилось в итоге, продолжает разбираться «ХН».
Итак, заявление первое.
Губернатор Игорь Райнин: «В вашингтонском офисе будут постоянно работать шесть сотрудников».
Офис представляет собой арендованную комнату в офисном центре в Вашингтоне по адресу: 1701 Pennsylvania Avenue, N.W., Suite 301, возле Белого дома. Ни таблички, ни других указателей на двери этой комнаты нет.
Вашингтонская коллега-журналист по нашей просьбе в течение нескольких дней лично приходила в офис и пыталась встретиться хотя бы с кем-то из сотрудников, но натыкалась на закрытые двери. Наконец ей удалось связаться и договориться о встрече с руководителем офиса Шаем Франклином. В день, когда журналист опять пришла в офис, Шая не оказалось на месте, а девушка на ресепции, сжалившись, сказала, что Шаю лучше писать письма по и-мейлу.
В этой связи вопрос лично к первому вице-губернатору Юлии Светличной, реализовывавшей этот громкий проект: как возможно наладить бизнес-партнерство в этом хаосе? И где можно найти, если не всех шестерых, то хотя бы одного сотрудника «лоббистского офиса» США? И если все обсуждается и решается по и-мейлу, то зачем вообще нужен офис? Писать письма на электронный адрес американским бизнесменам можно и из Харькова.
Заявление второе.
Вице-губернатор Юлия Светличная: «Чтобы наладить связь с офисом в Вашингтоне, можно обращаться в представительство Международного агентства регионального развития GloBee в Харькове. На их сайте есть подробная информация».
Относительно сайта GloBee (http://globee.international) мы уже писали. Украинский сайт этой организации нуждается в существенной доработке. Отдельные разделы интернет-ресурса до сих пор остаются незаполненными, а вместо текста – невнятная абракадабра. На странице «Наши проекты» размещены одинаковые фотографии официальных встреч губернатора и шаблонный текст «Lorem ipsum dolor…». Хотя глава агентства GloBee в Харькове Дмитрий Шувал заявил, что агентство «дает советы по организации сайта – наши не годятся, потому что не отвечают американским задачам». С момента нашей предыдущей публикации сайт GloBee так и не доработали.
О какой подробной информации говорила в своем заявлении Юлия Светличная, остается только догадываться. Возможно, это контактная информация офиса. Однако ни телефон, ни адрес офиса в США не указан – написано просто: «USA: Washington, D.C.» (США: Вашингтон). «На деревню дедушке».
Заявление третье.
Замдиректор Департамента экономики и международных отношений ХОГА Александр Лукашов: «Более 60 предприятий и организаций воспользовались услугами офиса Харьковской области в Вашингтоне»
Информацию об этих 60-ти фирмах в ХОГА предоставить не смогли – привели лишь несколько примеров удачного сотрудничества. Точнее, два: IT-компания Albion Digital Action LLC и фабрика дверей и мебели «Папа Карло».
Остальные 58 «счастливчиков» названы не были. По словам Дмитрия Шувала, эти компании «избегают публичности из-за нежелания нарваться на проблемы с налоговой». Мягко говоря, странный ответ. Выходит, что Харьковская обладминистрация покрывает компании, уклоняющиеся от налогообложения? Готовы ли чиновники ХОГА, ответственные за этот проект, подтвердить это заявление своего партнера или все-таки предоставят названия предприятий? Или эти компании боятся не налоговую, а обладминистрацию?
В любом случае, подобная «дымовая завеса» и закрытость не способствуют работе на западных рынках, где полная прозрачность и открытость – обязательное условие сотрудничества.
Заявление четвертое.
Вице-губернатор Юлия Светличная: «Посредством этого офиса мы собираемся выходить не только на рынок США, но и переходить на европейские и азиатские рынки»
«И тут Остапа понесло». Выход через американский офис на европейские и азиатские рынки для украинских компаний – это «ноу-хау» в международной торговле от ХОГА. Во всем остальном мире для выхода на европейский рынок надо иметь представительство именно в Европе. Выход на азиатские рынки еще сложнее – Азия слишком неоднородна.
Ну оставим в стороне пока «европейские и азиатские рынки», тем более никакой конкретный срок «выхода» Светличной назван не был. Остановимся на рынке США. Любой начинающий маркетолог знает, что для выхода на новые рынки нужна солидная рекламная и информационная кампания. По поводу сайта GloBee и его информативности мы писали выше. Подозреваем, что если не нашлось средств и времени для его элементарного наполнения, то не лучше дела обстоят и с продвижением этого сайта.
ХОГА неплохо «вложилась» в пиар открытия офиса в Киеве, пригласив статусных гостей и обеспечив выход материалов в центральных и местных СМИ. Затем был распиаренный визит Игоря Райнина и Юлии Светличной в США. Понять что-то о реальной деятельности офиса из этих информационных подач невозможно – сплошное прославление губернатора и его заместителя.
Собственно, эти два «события» и две-три общие фразы чиновников обладминистрации – вот и вся промокампания «Офиса» за девять месяцев.
Информация об этом проекте в украинских СМИ появляется еще реже, чем сотрудники Вашингтонского офиса на рабочем месте. В американских СМИ информации вообще ноль.
Такое впечатление, что этот «Офис» – очередная пустая пиар-конструкция, которую ХОГА использует тогда, когда испытывает дефицит своих дутых информационных поводов: торжественных «перерезаний ленточек», протокольных визитов и совковых проходов по «красным дорожкам».
Итак, в «сухом остатке» имеем: (1) пустующий офис харьковского «Офиса» возле Белого дома, в котором сотрудники материализуются только в момент приезда харьковского губернатора в Вашингтон; (2) откровенно слабый сайт агентства GloBee (даже, извините, по харьковским меркам), которое обещало помогать «делать веб-сайты харьковских компаний такими, чтобы американцы их воспринимали как свои»; (3) 58 глубоко законспирированных харьковских фирм, заключивших через «Офис» контракты с американскими компаниями; (4) ноль конкретной информации о проектах и успешных примеров.
Пока что история с «Офисом» больше похожа на «мыльный пузырь», призванный демонстрировать успехи губернатора в развитии международных отношений. Не будем утверждать, что такие цели изначально ставились командой ХОГА, но по факту это оказалось именно так. Также, по факту, оказались обманутыми посол США Джеффри Пайетт и ряд высокопоставленных чиновников страны, которым презентовали этот «Офис» как реально работающую структуру.
Это могло бы быть очередным безобидным фейком обладминистрации, но речь идет не только об имидже харьковского губернатора. Ведь говорится и о репутации Харьковской области, и Украины в целом.
P.S. Мы продолжаем ждать от чиновников ХОГА конкретной информации о работе Харьковского офиса в Вашингтоне и готовы ее опубликовать в нашем издании.