Пенсионеры, передайте за проезд! В маршрутках Дергачевского направления льготников просят приобретать билеты
Пенсионеры, которые живут или имеют дачи в Русской и Черкасской Лозовой, встревожены новшеством: отныне на автостанциях у них требуют покупать билеты в кассах. Пассажиры, которые часто ездят в этом направлении, говорят: в автобусах начали возникать конфликтные ситуации, и дело иногда доходит до потасовок между водителями и теми льготниками, которые оплачивать проезд не желают. На автопредприятиях мотивируют нововведение тем, что не получили от райадминистрации компенсации за перевозку пассажиров этой категории.
«Льготное» направление
Жительница Русской Лозовой Галина Самойловна ездит в Харьков часто. Пенсионерка говорит: на скромную пенсию не прожить, приходится подрабатывать вахтером сутки через трое. На прошлой неделе она впервые столкнулась с тем, что ее попросили приобрести билет в кассе.
"Подъехал автобус, к нам подошла сотрудница автостанции и сказала, чтобы все приобретали билеты в кассах. Но я, как обычно, зашла по своему пенсионному удостоверению. Я не знаю, что это за правило такое. Обычно, когда проезд повышают или еще что-то новое, вешают объявление в маршрутке", – вспоминает Галина Самойловна.
На автостанции в Лесопарке, откуда уходят автобусы в направлении Русской Лозовой, Проходы и Черкасской Лозовой, признаются: просят льготников покупать билеты по распоряжению перевозчиков.
"Не потому, что я хочу, чтобы пенсионеры ездили за деньги – этого никто не хочет, – вздыхает Виктория Володина, заместитель директора «Автостанции № 1», в чьем ведении находится вокзал в Лесопарке. – Но вот посмотрите на очередь – стоят пассажиры, все с удостоверениями. Поедет автобус с ними – за что ему заправиться, зарплату платить?"
Сотрудница автостанции признается: «льготная» нагрузка на этой автостанции очень высока, из-за этого за 9 месяцев 2016 года насчитали 40 тысяч гривен убытка. Считают убытки и автоперевозчики. Директор АТП «Авто-ОВИ» Валерий Дробушко говорит что, то что ему предложили за перевозку пассажиров в Дергачевской райгосадминистрации, не покрывает даже части его убытков от перевозки льготников.
"Нам дали 435 тысяч на четверых перевозчиков – и что это? Как делить – это же капля в море! Мне легче вообще не ездить, чем так, – возмущается директор АТП. По его словам, в Харькове и других районах дела обстоят лучше, но, тем не менее, долги предприятия за бензин перевалили за 3 миллиона гривен".
Дачники скинулись на автобус
В Дергачевской райадминистрации разводят руками. По словам чиновников, если раньше проезд пассажиров льготных категорий компенсировали из госказны, сейчас эту обязанность переложили на местные бюджеты. А на месте решили, что сначала построят дороги, а уже потом рассчитаются с перевозчиками.
"Мы перевозчикам сказали: ни в одном районе не потратили столько денег на строительство дорог, как в Дергачевском. Мы построили дорогу Дергачи – Казачья Лопань. Сейчас совместно с Минфином строим дорогу Дергачи –Ольшаны – Пересичное. За счет дороги мы экономим им топливо, запчасти – это все приносит им пользу. Мы вам сделали дороги, так подождите с льготными перерасчетами", – подчеркивает председатель Дергачевской РГА Александр Политуха.
Есть еще один нерешенный вопрос во взаимоотношениях чиновников и перевозчиков – число льготников. Александр Политуха считает, что директора АТП завышают количество пенсионеров, которые ездят по маршрутам. По данным сельских и поселковых советов, их количество в несколько раз меньше. Правда, в эти списки не входят те пенсионеры, ветераны АТО и другие льготники, которые не прописаны в Дергачевском районе. Посчитать реальное количество бесплатных пассажиров невозможно – в украинском автотранспорте отсутствует система учета, подобная той, которая есть в странах Евросоюза, а у отечественных льготников нет персональных карточек, которыми они платили бы за проезд.
"Как в Европе, когда пенсионер или участник АТО мог бы зайти, своей карточкой провести и получить билет. Перевозчики дают количество на глаз", – подчеркивает Политуха.
Председатель утверждает: если руководители АТП не согласны с его условиями, он готов в январе провести новый конкурс на право работать на маршрутах. Пенсионеры же, которые не хотят терять маршруты, согласны и заплатить.
"Ездит автобус на станцию «Питомник», где дачи. Так пенсионеры договорились с перевозчиком, что все будут платить, только чтобы им давали автобус. Автобус этот даже на автостанцию не заходит – они там дальше садятся и едут", – рассказывает Виктория Володина.
Теперь перед каждым отправлением автобуса она или другие сотрудники автостанции выходят на платформу и просят всех льготников пройти к кассам. Сами же признаются – соглашаются не все, примерно половина. Заставить пассажира льготной категории платить за проезд нельзя – нет на это закона.
"Ну что же я с ними, драться буду?" – разводит руками женщина.