Артист Steinway. Всемирно известный пианист мечтает создать в Харькове камерный оркестр
Один из самых выдающихся музыкантов планеты, 32-летний харьковчанин Станислав Христенко уже три года является «лицом» компании Steinway. Чести быть артистом этого известного бренда традиционно удостаивались лучшие пианисты мира – Антон Рубинштейн, Сергей Рахманинов, Владимир Горовиц. А в перерывах между плотным гастрольным графиком Станислав приезжает в Харьков, ведомый мечтой создать коллектив, который станет визитной карточкой города.
Будут задействованы от 15 до 35 исполнителей
За последний год звезда классической музыки мирового масштаба Станислав Христенко приехал в Харьков уже в шестой раз. Причем наведывается виртуоз сюда не ради выступлений – последний концерт на родине он давал пять лет назад. Не делая громких заявлений, Станислав работает над созданием камерного оркестра, который планирует возглавить как дирижер. По словам Христенко, его главная миссия – вывести город на новый культурный уровень. К примеру, во Львове – три камерных оркестра, которые не только дают концерты для местных жителей, но и успешно гастролируют.
"Я вкладываю в этот проект все ресурсы – время, международные связи, финансы… Хочу, чтобы у Харькова был признанный камерный оркестр, чтобы в родном городе чаще звучала высококлассная музыка и сюда приезжали с выступлениями известные исполнители, чтобы наши артисты могли зарабатывать не меньше, чем, как минимум, в Эстонии или Латвии, – перечисляет Станислав. – Необходимо, чтобы восточная Украина интегрировалась в европейское сообщество не только в бизнесе, но и в культуре. Что, как не музыка, где нет языковых преград, может стать мостом?"
В камерном оркестре, где занятость зависит от проектов, будет играть от 15 до 35 молодых исполнителей. Диплом артиста для Станислава не важен.
"Главное, как играет человек. Я знаю нескольких музыкантов, которые бросили консерваторию ради работы в самых престижных мировых оркестрах, и они выступают, не имея дипломов", – объясняет пианист.
О том, что среди харьковчан немало выдающихся музыкантов, Христенко знает не понаслышке – ведь коллеги-земляки осели в Италии, Австрии, Австралии, Великобритании, США, Канаде...
Сам прокладывал дорогу в мире музыки
В отличие от большинства «коллег по цеху», которые продолжают музыкальную династию, свою дорогу Христенко прокладывал самостоятельно. Отец Станислава – бывший военный, мама по образованию – инженер.
"Иногда лучше с чистого листа начинать. Если родители – большие музыканты, у них есть сформировавшееся видение, как нужно профессионально развивать своего ребенка", – объясняет Станислав.
Христенко учился в обычной музыкальной школе, но уже в 11 лет выступил с концертом в Харьковской филармонии, а затем отправился в Симферополь на конкурс юных пианистов. Там-то одаренного мальчика и заприметила профессор Московской консерватории им. П. Чайковского Вера Горностаева.
"По стандартной схеме для детей из восточной Украины я уехал учиться в Россию – традиционно в Москву забирали всех, кого могли. И в конце 1990-х – начале 2000-х многие стремились именно туда, поскольку на тот момент это был ближайший крупный музыкальный центр. Другие тогда еще не были доступными. В 15 лет я стал студентом московского музучилища", – вспоминает пианист.
В 20 лет, когда Станислав уже учился в Московской консерватории, пришло понимание, почему по окончании обучения он не хочет оставаться в России.
"Для меня главная причина отъезда из Москвы была не в том, что хочется больше денег или более успешной карьеры. Для меня место жительства – это в первую очередь общество. Я хочу улыбаться людям на улице и чтобы мне улыбались в ответ. Это те базовые вещи, которые для меня важны. К тому же в России «особое» отношение к людям других национальностей – снисхождение. Причем предубеждение есть не только к украинцам, а и к любым другим народам – бурятам, татарам, армянам, грузинам", – перечисляет Христенко.
Так было всегда, просто многие земляки, приехавшие в Россию ради работы, в итоге привыкли к подобному отношению. Немало харьковчан играют в Мариинском и Большом театрах. Для них возможность заниматься любимым делом – это дар, поэтому им тяжело смотреть на события в Украине объективно, поясняет пианист.
"Гордость – это прогрессивное понятие, которое невозможно воспитать в тоталитарном обществе", – считает Христенко, который живет в Вашингтоне.
Выступал в Карнеги-Холл и в Венском Концертхаузе
Сегодня за плечами Христенко – свыше 25 международных конкурсов, выступления с крупнейшими музыкальными коллективами – оркестром Кливленда, Национальным оркестром Бельгии и Камерным оркестром Гонконга – в лучших концертных залах планеты, в том числе в нью-йоркском Карнеги-Холл и в Венском Концертхаузе.
"Есть залы, музыкальные центры, где играть – большая честь. Это любые крупные города – Сеул, Нью-Йорк, Вена. Естественно, там, где выступали величайшие исполнители, особое ощущение и волнение соответствующее. Но существует такая закономерность: чем меньше город, тем теплее люди. Два месяца назад я был в Канаде, можно сказать на краю света – до острова нужно было добираться двумя паромами. Зимой там живет человек 800, а летом съезжается около 10 тысяч. Так вот: на этом острове была очень теплая публика", – признается Станислав.
Помимо плотного гастрольного графика, расписанного на несколько лет вперед, Станислав Христенко активно сотрудничает со звукозаписывающими компаниями. А с 2013 года, после оглушительной победы на Международном конкурсе пианистов в Кливленде, является артистом Steinway – передового изготовителя музыкальных инструментов с более чем 200-летней историей. Компания выбирает не просто лучшего из лучших – в разные годы «лицом» этой марки были такие пианисты, как Антон Рубинштейн, Игорь Стравинский, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Владимир Горовиц… При отборе учитывают все – и мастерство музыканта, и харизму, и репутацию.
"По моей личной шкале я скорее консервативный, в отличие от представителей западной цивилизации. Там ведь детей по-другому воспитывают – свободными. Зато наши музыканты, которые выросли на постсоветском пространстве, более трудолюбивые", – скромно объясняет Станислав Христенко.
В тему
Инструменты из Азии звучат звонче и холоднее
Гастролируя по четырем континентам, Христенко отмечает, что у каждого города, помимо характера и менталитета, есть неповторимое звучание. Оно проявляется в рингтонах мобильных телефонов, уличном шуме и даже в сигналах автомобилей.
"В Азии у музыкальных инструментов, которые там делают, совершенно другое качество звука – более яркое, пронзительное, звонкое и холодное. У европейских роялей «голос» глубже, чувственней. Это напрямую связано с речью и интонациями", – говорит пианист.