Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Прогулки по Харькову. Завод Ивана Рыжова на Харьковской набережной

Улица Спартака (бывшая Монастырская). Фото: Константин Чегринский/KHARKIV Today
Улица Спартака (бывшая Монастырская).
Замечательное историческое место скрыто за унылыми стенами старых зданий.

Берега реки Харьков – уже 20 лет мои любимые места для пеших прогулок. Неудивительно, что я обращаю особое внимание на историю каждого здания, уцелевшего на набережных. Бывает так, что за серыми и скучными фасадами, заброшенными современными владельцами, скрывается увлекательная жизнь. В этом отношении наиболее привлекательной будет история Механического, чугунно- и меднолитейного завода купцов Рыжовых.

Харьковский купец 2-й гильдии Иван Борисович Рыжов поселился в Харькове в 1832 году. Он прибыл в Харьков с супругой Настасьей Тимофеевной и детьми (Павлом, Александром, Иваном, Анной и Антониной из Москвы) с намерением построить литейный завод. Для этих целей купец купил земли на Захарьковской слободе. Когда она в 1846 году вошла в состав города, здесь были проложены Рыжовская набережная (с 1894 года улица Франковская), Рыжовский переулок и Монастырская улица (сегодня – Спартака). Завод долгое время был крупнейшим в Харьковской губернии: перерабатывал ежегодно 30 000 пудов чугуна и 9000 пудов железа.

После смерти отца в 1869 году имущество разделили между собой потомственные почетные граждане Павел и Иван Рыжовы. Завод металлических и скобяных изделий перешел во владение будущего купца 2-й гильдии Павла, а чугунно-меднолитейный и белильный – во владение купца 1-й гильдии Ивана Рыжова, которому также досталось обширное дворовое место с левадами и садом. Иван Иванович Рыжов получил по наследству имущества в 90 тысяч рублей серебром. В то время завод производил аппараты для винокуренного производства, насосы для водокачек, паровые котлы и машины, мельничные поставы, зерносушилки и др. Иван Рыжов существенно расширил производство – за три года под его управлением было произведено товаров на сумму в 313 000 руб. серебром. Кроме того, он занялся благоустройством отцовской усадьбы: на месте обширного сада был устроен регулярный парк с аллеями из редких пород деревьев, кустарников и цветников. Центральная аллея парка выходила на Старомосковскую улицу, к дворовому месту вдовы Настасьи Рыжовой.

В начале 1880-х годов изделия завода Рыжовых уже не пользовались популярностью: железная дорога стала доставлять самые современные товары промышленного производства из Европы и Америки, завод был остановлен, а его территорию купило основанное в 1886 году Харьковское велосипедное общество и открыло в нем циклодром. С 1887 года здесь регулярно проходили велосипедные состязания, гонки, обучение езде на велосипедах.

В 1889 году на детские гуляния с музыкой, играми, катаниями на велосипедах и пони приходили более 1000 человек. Общество сделало вход бесплатным, кроме дней, когда проводились гонки. В Харьковское велосипедное общество в начале 1890-х годов входило 130 действительных членов, а сумма взносов достигла 6000 руб. в год, это позволило благоустроить циклодром, заасфальтировать трек, приобрести велосипеды для проката.

В 1896 году на циклодроме харьковские велосипедисты устроили гонки с труппой ковбоев из Техаса под управлением Вильяма Каспара, победив их со счетом 2:1. Для участия в гонках приезжали лучшие гонщики империи: Уточкин, Потуржанский, Вашкевич, Докучаев…

Вот такое замечательное историческое место скрыто за унылыми стенами старых зданий.

АНДРЕЙ ПАРАМОНОВ

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.