Прогулки по Харькову с Андреем Парамоновым. Флигель графини Варвары Капнист на Дмитриевской улице
Каменный дом по Дмитриевской улице под № 11 не вызывает никаких эмоций у прохожих.
Несмотря на свою относительную молодость, он выглядит усталым и ветхим. Не стоит на учете как памятник истории или архитектуры, к тому же его затмевает громадный сосед – цирк-театр Муссури, который в ещё более плачевном состоянии. А в общем их ожидает одна судьба – скорое уничтожение, а ведь когда-то это была городская усадьба знатных родов, одна из лучших в губернском Харькове!
Первый каменный дом на углу Благовещенской и Дмитриевской улиц построил ещё в начале XIX столетия потомственный дворянин, действительный статский советник Дмитрий Иванович Хорват. Мы видим его на плане 1804 года как одно из замечательных строений Залопанской части города. Вне всякого сомнения, автором первой постройки был губернский архитектор Пётр Антонович Ярославский.
Усадьба Хорватов выходила на Чеботарскую улицу, ещё в 1817 году у северной её границы было небольшое озеро, очевидно, старица реки Лопань. Позднее на этом месте был колодец и огороды.
В 1840-е годы усадьбой владел титулярный советник Лев Дмитриевич Хорват. В это время она была разделена как бы на три части: 1) парадная с усадебным домом, службами и небольшим садом; 2) хозяйственная, где располагались конюшня, каретные сараи, погреба и т.д.; 3) огород с парниками. Последним её владельцем из рода Хорватов стала вдова титулярного советника Анна Кузьминична Хорват, которая в конце 1870-х годов продала дворянину Прокоповичу третью часть усадьбы, выходящую на Чеботарскую улицу, а в 1886 году и основную на углу Благовещенской и Дмитриевской улиц графине Варваре Васильевне Капнист, урожденная княжна Репнина (1841-1922).
Это та самая графиня Капнист, которая была супругой тайного советника, гофмейстера двора, предводителя губернского дворянства Василия Алексеевича Капниста (1876-1910). Варвара Васильевна известна как благотворитель и меценат, чьи заслуги перед Харьковом и Харьковской губернии были оценены ещё при жизни. Дворяне единодушно постановили установить мемориальную табличку в её честь в зале Дворянского собрания в Харькове.
В Лебедине, где у Капнистов была городская усадьба, она неоднократно устраивала благотворительные вечера, лотереи в пользу Лебединского благотворительного общества. Долгие годы была опекуном Лебединского женского училища, открыла там богадельню для бесприютных стариков, убежище с начальной школой для детей-сирот. В Харькове Варвара Капнист входила в ряд опекунских советов, в том числе дома престарелых дворян, детских яслей и других Обществ, которые заботились о детях, пожилых людях и трудящихся женщинах, медицинских учреждений, музыкантах и художниках. Выделяла деньги на благолепие храмов в Лебедине и имении Михайловка, за свои средства построила Вознесенский храм-усыпальницу в Михайловке на территории усадьбы, смежной с церковной оградой.
Именно она – графиня Варвара Васильевна Капнист построила вместо ветхих деревянных служебных построек каменный двухэтажный флигель, который сегодня ещё можно увидеть по Дмитриевской улице под № 11. Сейчас над ним нависла угроза уничтожения, хотя началось уничтожение усадьбы Хорватов-Капнистов значительно раньше.
В 1908 году графиня Капнист продает усадьбу управляющему «Русского цирка Никитиных» греку Герасиму Муссури. По идее, покупка предполагалась для постройки каменного здания цирка Никитиных, но Муссури обманул своих работодателей и оформил её на себя лично. В том же году он сносит дом Капнистов, оставляя только двухэтажный флигель, выходящий фасадом на Дмитриевскую улицу, где селится со своей семьей.
По проекту архитектора Бориса Корниенко вместо дома Хорватов-Капнистов Муссури строит самый большой в Харькове цирк-театр. Обманув Никитиных, он поставил под угрозу существование и своего цирка, поскольку лучшие цирковые труппы неохотно выступали на его арене, боясь вступить в конфликт с Никитиными, ведь у тех было несколько цирков в империи, что давало возможности постоянных гастролей. Судьба не благоволила к Герасиму Муссури, доходы едва покрывали текущие расходы, а ведь были и долги перед банком и частными лицами. Муссури умер 15 ноября 1912 года, театром стала владеть его супруга, потом купила Елена Сербуль и в здании Муссури был учрежден Большой театр братьев Кучеровых.
Менялись дирекции, труппы, в театре Муссури даже жили беженцы. По-настоящему огромный зал театра оценили большевики, проводящие в нем разного рода съезды и выступления лидеров партии. В советские времена здесь размещался сначала Украинский государственный театр имени Тараса Шевченко, а потом Театр музыкальной комедии, пока в 1987 году здание не было закрыто на ремонт, который не окончен до сегодняшних дней.