Подъезд или жизнь: в Харькове десятилетиями не ремонтируют жилье
Некоторые многоэтажки Харькова не видели ремонта полвека. По официальным документам, на сохранение жилищного фонда в Харькове тратят сотни миллионов гривен. Но список домов-счастливчиков – одна из самых табуированных тем. Что отремонтировали в прошлом году и что собираются в будущем, – не знают ни жильцы, ни депутаты горсовета. С просьбой отремонтировать подъезд харьковчане иногда доходят до президента.
Дожить до ремонта
Жители трехэтажного дома по улице Университетской, 33 уже более полувека живут как на пороховой бочке. Их дом 1905 года постройки капитально не ремонтировали вообще никогда. Некоторые жильцы помнят, что косметический ремонт в доме проводился последний раз в 1993 году.
Пенсионерка Ольга Николаевна живет на втором этаже. По ее словам, когда она въезжала в этот дом, он уже был на 72 % аварийным. Но коммунальные службы игнорировали этот факт, ссылаясь на то, что на ремонт нет денег. Поэтому жители второго этажа самостоятельно собрали деньги на косметический ремонт несколько лет назад. Дом – уникален в своем роде для Харькова: на этажах сохранились общие туалеты (не все жители провели автономный санузел в квартиру). Общие туалеты сейчас в таком состоянии, что вот-вот рухнут на головы соседям снизу.
– Помимо жутких общих туалетов, у нас течет крыша. Мне-то повезло, я на втором этаже живу, а тех, кто на третьем, в каждый дождь и снег заливает. Видео нашего дома по интернету гуляет. Позорище. Мы раньше гордились тем, что в центре живем, а теперь стыдно – никому не скажешь, что в таких условиях мы до сих пор живем. А везде говорят: денег нет. Я уже и умру в этом доме, никуда обращаться больше не буду, – рассказывает Ольга Николаевна.
Жители второго подъезда пятиэтажки по улице Харьковских Дивизий, 5, напротив, чересчур активно боролись за то, чтобы ремонт в их подъезде был сделан. На борьбу с чиновниками ушло долгих три года.
Последний раз ремонт здесь помнят более 30 лет назад. По иронии судьбы, наиболее активные жители не увидели перемен в своем подъезде – ни текущих, ни капитальных, хотя в остальных семи подъездах дома коммунальщики все сделали в 2017 году. Куда только не обращались обделенные обитатели подъезда № 2 – и в местный «Жилкомсервис», и к городскому голове Харькова Геннадию Кернесу, трижды – на горячую линию Кабинета Министров, писали личные обращения главе Харьковской облгосадминистрации Юлии Светличной, премьер-министру Владимиру Гройсману, жаловались генпрокурору Юрию Луценко на бездействие региональных и столичных чиновников, которые никак не реагировали на жалобы жильцов. Написали даже Президенту Украину Петру Порошенко как гаранту своих конституционных прав.
– Приходили к нам рабочие, посмотрели подъезд, сказали: крыша течет, пока крышу не отремонтируем – ремонта в подъезде нам не видать, – рассказывает жительница пятого этажа Ольга Савченко.
Чтобы приблизить долгожданный ремонт стен в подъезде, на общем собрании было решено восстановить крышу за счет жильцов. Ее залатали ровно настолько, насколько хватило собранных денег. Снова пригласили комиссию из «Жилкомсервиса» засвидетельствовать, что течь устранена и ремонт можно делать. Но до этого дожили не все из тех, кто оббивал кабинеты чиновников.
Спустя несколько дней после прихода комиссии, в конце 2017 года, так и не дождавшись ремонта, умерла Лариса Зелинская – наиболее активный борец с чиновниками за право жить в уютном подъезде. В начале 2018 года коммунальщики зашли и в этот подъезд, но почему-то забыли заменить окна, которые стоят там со средины прошлого века.
– Стекла – это просто кошмар. Кто фанеркой, кто картонкой закрыл, чтобы не дуло. Куда нам теперь обращаться, чтобы еще и окна вставили? На соседней улице в пятиэтажке окна поставили пластиковые, а нам оставили это все старое, – жалуется Ольга Савченко.
Заместитель директора департамента жилищного хозяйства горсовета Александр Лемента отмечает, что желания харьковчан в последнее время начали расти: если, например, раньше просто просили отремонтировать подъезд, то теперь требуют вставить еще и окна.
– Повезло не всем. Окна стоят дорого, поэтому приоритеты отдаются домам, где есть угроза выпадения рамы и угроза местным жителям, – поясняет избирательность чиновник.
Добились ремонта в четвертом подъезде и активные жители девятиэтажки по улице Юрия Паращука, 4. Нелли Григорьевна, которая живет на пятом этаже, писала обращение на имя городского головы с просьбой отремонтировать подъезд. Буквально через месяц в ее подъезде появились ремонтники. За пять лет до этого жители многоэтажки ремонтировали подъезды за свой счет и при небольшой финансовой помощи одного из харьковских нардепов.
«Сложная крыша» и Пизанская башня
Жителям 11 подъезда двенадцатиэтажки по адресу проспект Победы, 70 повезло куда меньше. Несмотря на поход к Геннадию Кернесу, ремонта в своем подъезде они пока не дождались. Два месяца назад собрали с 30 квартир по 40 гривен и своими силами отремонтировали входные ступеньки в подъезд и покрасили первый этаж. Занималась всем этим Клавдия Бурлакова.
– Купили четыре банки краски и как могли позамазывали своими силами, все покрасили и сделали своими силами. Нанимали строителей и платили им. На лампочки тоже собираем с квартир, чтобы освещение было. В «Жилкомсервисе» говорят, что денег нет. Чтобы лифт нам отремонтировали, ждали 11 лет. В 2004 году я подала заявку, и только в 2015-й поставили новый лифт. Я думала, уже не доживу, но дожила, – рассказывает Клавдия Константиновна.
Дом постройки середины прошлого века по улице Рымарской, 19. Здесь жители ведут неравный бой с коммунальниками вот уже 7 лет за то, чтобы им каждую зиму не капало на голову с дырявой крыши.
– Мы были на личном приеме у Геннадия Адольфовича. И лично на приеме он сказал Роману Борисовичу (Нехорошкову – прим. «ХН»), который директор департамента ЖКХ, что, мол, Роман Борисович, вы курируйте ремонт крыши по Рымарской, 19. Но так курирует, что мы два года активно бьемся с этим вопросом, и еще пять лет до этого бились менее активно, – рассказывает житель дома 19 Борис Шестопалов. – Кровлю нам меняли. Новенькое железо на крыше, но оно было положено на гнилую стропильную систему 12 лет назад.
Ремонтники действительно приходили латать крышу, но после каждого дождя она снова текла.
– Мы так крышу делали, делали, делали все хорошо. Ну, а потом, говорят, надо ждать дождя, чтобы понять, течет или нет. И после дождя все потекло. И тут сразу: «Ой, у вас такая сложная крыша!». И проблема не решена. Говорят нам: то крыша сложная, то денег на ремонт нет, – говорит Борис Шестопалов.
Не льется вода на голову только жителям квартир, которые за свой счет отремонтировали кровлю, хотя дом находится на балансе города. Строителей, работы которых оплатили из городского бюджета, в доме видели – недавно они обновили оголовки (кирпичная часть вентиляционного канала, возвышающаяся над кровлей). В первом подъезде, говорят жители, эта конструкция больше напоминала Пизанскую башню, с которой на головы начали осыпаться кирпичи.
Оставлять в покое «куратора» по дому жильцы Рымарской, 19 не собираются, и все-таки надеются, что крышу включат в план ремонтов уже в 2018 году.
В какие двери стучать
Чтобы подъезд вашего дома был отремонтирован, можно идти несколькими путями (см. графику). Главный залог успеха – адрес должен оказаться в титульном списке на ремонт. Этот документ формируется на основании обращений граждан к мэру и к его представителям на местах – главам райадминистраций. Кроме того, принимают жалобы горожан и в службе 15-62, далее они направляются в местный «Жилкомсервис», потом – в администрацию и в департамент жилищного хозяйства, где и формируется окончательный список счастливчиков. Информация о ремонте того или иного подъезда публикуется на сайте Prozorro уже после заключения договора. Во многих городах Украины титульные списки стали публиковать на официальных сайтах горсовета. Примером могут служить «файне місто Тернопіль», Херсон и Днепр. Здесь адреса планируемых ремонтов публикуются в местных электронных СМИ, этому предшествуют бюджетные запросы, которые формируются в конце года перед голосованием за бюджет следующего года. Но с пометкой: в течение года эта сумма и список могут корректироваться.
– Я не понимаю, что такое «титульный список», – говорит Александр Лемента. – У меня есть бюджетный запрос и план закупок. Балансодержатель пишет бюджетный запрос и как только депутаты примут решение о выделении денег, мы заключаем договор. Вся эта информация поадресно опубликована на сайте Prozorro.
По его словам, бюджетный запрос формирует балансодержатель дома. Это может быть «Жилкомсервис» или ОСМД, они передают свои «хотелки» далее.
– Балансодержатель определяет самые «узкие» места. Они проводят осенние и весенние технические осмотры. На основании этих осмотров подают предложение, обосновывая проведение того или иного ремонта. И то все эти бюджетные запросы удовлетворяются не в полном объеме, потому что впереди нас есть образование, медицина и защищенные статьи бюджета, – говорит Александр Лемента.
Замуровано даже для депутатов
Судя по всему, списки домов-счастливчиков в Харькове еще не готовы открывать. Игорь Выровец занимается депутатской деятельностью уже 28 лет. За это время он не припомнит, чтобы департамент жилищного хозяйства публиковал титульные списки. Чтобы отчитаться перед своими избирателями, ждать им ремонт в том или ином подъезде, он пишет депутатский запрос.
– Отвечает, конечно, Нехорошков (Роман Нехорошков – директор департамента жилищного хозяйства мэрии – прим. «ХН»). И он мне говорит, что в этом году этот подъезд не запланирован. А что запланировано, спрашиваю. Ну, тогда он начинает уходить от ответа. Но я если буду настаивать, я ответ получу, – говорит Выровец.
Сделать открытыми титульные списки по ремонту подъездов для широкой общественности пытался депутат Харьковского городского совета Андрей Колос. Он сделал запрос в горсовет еще в конце 2017 года с требованием публиковать на официальном сайте перечень подъездов, которые департамент жилищного хозяйства планирует отремонтировать в будущем году, – как текущие, так и капитальные работы. Но чиновники отказались представить подобную информацию, сославшись на систему госзакупок Prozorro, на которой якобы есть вся необходимая информация.
«Для зручності і повноти інформації пропонуємо використовувати інформацію з сайту Prozorro.gov.ua, яка є достовірною, повною в режимі реального часу», – сказано в ответе департамента.
Игорь Выровец понимает нежелание Романа Нехорошкова «открывать» списки – ведь он сам является депутатом и хочет угодить своим избирателям, а не чужим.
– Чтобы не вызывать недовольства у других депутатов. У меня же как у депутата тоже возникает вопрос. Если, например, Рома, депутат и директор департамента, и сам делает эти работы, а у него свой округ. Ну и подумайте, он кому в первую очередь сделает: мне или себе? Это же понятно. И здесь есть определенная несправедливость. То есть на участках депутатов, которые одновременно являются директорами департаментов, все делают, там, где депутат в стороне от исполнительной власти, нужно ждать и бороться за каждый подъезд, – говорит Выровец.
Подряды – своим
В Харьковском городском совете не только директора профильных департаментов являются депутатами горсовета, но и руководители коммунальных предприятий, которым эти подряды на ремонты подъездов достаются. Например, львиная доля бюджетных денег за ремонт уходит КП «Харьковское ремонтно-строительное предприятие». Его директором является депутат горсовета от партии «Відродження» Семен Сирота. Согласно сайту госзакупок, возглавляемое им предприятие получило от департамента жилищного хозяйства за весь период сотрудничества 248,6 млн грн. Второе место по количеству денег за ремонты в домах харьковчан заняло КП «Харьковспецстрой», где директором является также член «Відродження», депутат городского совета Богдан Долина. Он получил от департамента подрядов на сумму 135,5 млн грн. Изредка небольшие суммы получают и частные фирмы.
– Не частники ремонтируют, а те же коммунальные предприятия, только деньги идут на счета ФОПов. Получая подряды по 300–400 тысяч, частник не может сделать ремонты: у него нет производственных мощностей. Делает коммунальное предприятие, а деньги потом с этого счета выводят, – говорит член правления Харьковского антикоррупционного центра Евгений Лисичкин.
Он также обращает внимание, что строители, которые производят ремонт в подъездах, часто не оформлены. А само КП покупает стройматериалы по завышенным ценам. По этим фактам уже открыта масса уголовных дел.
– Прораб может быть только оформлен официально в КП. Его функциональная обязанность – нанять рабочих. У меня так в подъезде ремонт происходил. Три бригады сменилось, – говорит Лисичкин.
Осваивать бюджетные деньги на ремонтах подъездов КП, возглавляемые депутатами, могут еще очень долго. Ведь по официальной информации Харьковского городского совета, в городе 18 тысяч подъездов. И только в 30 % из них за последние пять лет был проведен ремонт. Однако не уточняется, какой конкретно это был ремонт – текущий или капитальный.
Зачастую чиновники подменяют текущие работы капитальными – исключительно для того, чтобы заключить договор без проведения аукциона.
– Текущий ремонт прямым договором без проведения аукциона заключается, если сумма не более 200 тысяч гривен. А вот капитальный ремонт до полутора миллионов гривен можно заключить договор прямой, без проведения аукциона. Поэтому часто в Prozorro можно увидеть суммы капитального ремонта подъездов в 300–500 тысяч, хотя по факту проводится обычный текущий ремонт. Покрасили, побелили и назвали капитальным, – говорит Евгений Лисичкин.
Ищи на карте
В конце января в Харькове заработала Антикоррупционная карта ремонтов подъездов. На этой платформе собирают информацию о ремонтных работах, которые сейчас проводятся в городе. Это всеукраинский проект, его создавали для контроля расходов бюджетных средств в разных городах страны, однако пока о финансировании и реальном проведении ремонтных работ могут узнать лишь киевляне, одесситы и харьковчане.
По информации Евгения Лисичкина, сейчас на карте можно увидеть информацию о ремонтах подъездов по 1550 адресам. Работы в них проводились в 2016-2017 годах. Сразу после запуска карты антикорупционщики получали по 10-15 отзывов в неделю. Сейчас немного меньше. В ХАЦ считают карту важным инструментом контроля качества работ и расходования бюджетных средств.
- Поступает отзыв на дом. Мы запрашиваем дефектный акт, акты выполненных работ. В них прописано, какие материалы были использованы, работы, их количество, какие работы проведены. Отправляем жителю, оставившему отзыв. С вводом карты у каждого человека появилась возможность контролировать, что и за сколько делается в его доме. Сейчас проведено в подъездах около 3 000 ремонтов, иногда анализ актов показывает, что бывают моменты, когда используют не такого качества материалы, как записано в акте выполненных работ, - говорит Евгений Лисичкин.
Найти интересующий объект достаточно просто — нужно просто увеличить карту и ввести интересующий адрес в строке поиска. В окне высветиться информация о том, какие работы были проведены и исполнитель. Карта предусматривает возможность оставить комментарий.
Комментарии: 1
От имени жильцов проживающих по адресу:
Переулок Аптекарский дом №17 подъезд №1.
Помогите разобраться с ремонтом нашего подъезда который был сделан июле 2020 года.
Кому из руководства города, района, подрядной организации, правоохранительным органам поставить вопрос и услышать в установленным законом порядке получить ответ.
Вопрос:
Почему были проведены работы по замене оконных рам в подъездах по улицам Плехановская, Молочная, проспект Гагарина, пер.Аптекарский дом.№17- подъезд №3, хотя состояние их было гораздо лучше, чем в нашем подъезде.
На наши неоднократные письменные обращения на -Офіційний сайт Харківської міської ради,міського голови, виконавчого комітету, фейсбук не реагируют,дефектный акт и акты выполненных работ не предоставили и отмалчиваются.