Под крылом самолета. Харьковчане снова начали летать
Полететь в Вену или Гданьск по цене билета на автобус в Днепр или Запорожье – новая реальность харьковчан. Год назад в аэропорт Харьков вернулся бюджетный перевозчик Wizz Air, за ним подтянулись и другие лоукостеры. Пассажиропоток за год вырос почти на 30 %. «ХН» узнавала, сможем ли мы в будущем летать по миру чаще.
5 апреля 2018 года в харьковском аэропорту приземлился первый самолет из Дортмунда. По трапу сошли 160 пассажиров. В тот же день примерно столько же харьковчан улетели в Германию. Билет им обошелся меньше чем в 900 гривен.
Первопроходцы возвращаются
Этот рейс возобновил бюджетные авиапутешествия из Харькова. Первый заход состоялся в 2013 году. Тогда авиаперевозчик успел открыть только два рейса – в Варшаву и Кутаиси. Билеты были недорогими, как и положено у лоукостеров, к примеру, слетать в Грузию и обратно можно было за 750 гривен. Уже в апреле 2014 года, когда политическая ситуация в восточных областях стала непредсказуемой, компания свернула свою деятельность в Украине, в том числе и в харьковском аэропорту.
Второе пришествие венгерского лоукостера оказалось более успешным благодаря «безвизу». За год открылось еще пять новых направлений: польские Катовице, Вроцлав, Гданьск, а также Вена и Лондон. С последним, правда, не срослось. Маршрут был открыт в ноябре прошлого года, а уже спустя четыре месяца прекратил существование. Причиной стал низкий спрос. Билеты на самолет в аэропорт Лутон стоили недорого – от 730 гривен, однако Британия не относится к числу тех стран, куда можно лететь без визы. Необходимость ехать в Киев в визовый центр, проходить собеседование и платить около $150 за визу охладила пыл путешественников.
– Можем предположить, что рейс отменили по причине невысокого спроса, – заявили тогда в аэропорту.
Лондонский рейс был единственной ложкой дегтя в бочке меда, которым стал 2018-й год для Wizz Air в Харькове. Остальные рейсы выполняются практически со 100 %-й загрузкой. За год авиакомпания перевезла более 110 тысяч человек – каждого девятого пассажира аэропорта Харьков. Причина популярности Wizz Air среди харьковчан проста: билеты на рейсы стоят очень дешево, если покупать их за несколько месяцев. Опытные путешественники знают: когда авиакомпания открывает новый рейс, билеты на первый самолет можно купить с очень большой скидкой. Именно так менеджер IT-компании Андрей Кравченко и его жена Алена в прошлом году слетали в Гданьск за 299 гривен.
– Я привык путешествовать бюджетно еще с тех пор, когда был студентом и денег совсем мало было, а посмотреть мир хотелось. Потому у меня в Telegram есть подписки на каналы со скидками на билеты. Когда вижу какую-то распродажу – беру сразу, – рассказывает Андрей «ХН». – Билеты по 300–400 гривен и раньше удавалось брать, но все равно поездка выходила дороже, потому что нужно было сначала добраться в Киев или во Львов, а на железнодорожные билеты цены у нас часто такие же, как и на международные авиарейсы. У меня был случай, когда я на перелет из Киева в Вильнюс потратил столько же, сколько на дорогу из Харькова в Киев – чуть больше 1000 гривен. А сейчас – удобно, можно прямо из Харькова слетать в Европу по цене поездки автобусом, например, в Днепр.
В 2019 году Wizz Air запустили из Харькова рейс в Краков. В этом году лоукостеру придется побороться за харьковское небо – на пятки первопроходцу наступают конкуренты.
Время лоукостеров
В прошлом году в Украину зашел крупнейший европейский лоукостер Ryanair. В 2019-м Харьков станет третьим украинским городом ирландского авиаперевозчика после Киева и Львова. В июне самолеты полетят в Краков, в октябре – в Вильнюс и Познань. С начала переговоров аэропорта и компании до подписания соглашения прошло 9 лет.
– Впервые с Ryanair мы провели встречу еще в 2010 году на форуме Routes, который проводился на базе нашего аэропорта. Именно этот момент стал отправной точкой в наших взаимоотношениях, – рассказал на презентации новых рейсов генеральный директор аэропорта Харьков Владимир Васильченко.
С Ryanair зашли еще два перевозчика – итальянский Ernest Airlines, который возит харьковчан в Рим и Милан и обратно, и украинский SkyUP. Авиакомпания эта была анонсирована как лоукостер, но на деле это не совсем так. SkyUP – чартерный перевозчик, связанный с туристической компанией Join UP!. Направления у него – курортные. С марта можно летать в Шарджу, с мая – в Барселону, с июня – в Римини и Кутаиси, в планах – чартеры из Харькова в Шарм-Эль-Шейх (Египет), Тиват (Черногория), Монастир (Тунис) и Анталию (Турция). Эти приморские полеты разбавит рейс «Харьков – Париж – Харьков», который стартует 11 июня.
Лоукостеры стали основным двигателем роста рынка международных авиаперелетов, поскольку удовлетворили отложенный спрос украинцев на недорогие авиауслуги.
– Это ненормально, когда всего 5 % населения страны пользуется авиацией. В развитых странах этот показатель составляет 60–70 %. Лоукост-авиалинии удовлетворили этот спрос, поскольку рассчитаны на людей с невысокими доходами, – рассказал «ХН» директор программы «Инфраструктура будущего» аналитического центра «Украинский институт будущего» Владимир Шульмейстер, который в 2014–2015 годах работал заместителем министра инфраструктуры.
По его прогнозам, в дальнейшем региональные аэропорты будут развиваться именно благодаря бюджетным авиаперевозчикам.
По местному времени
Черная дыра аэропорта Харьков, впрочем, как и других местных аэропортов, – перелеты внутри страны. Фактически регулярное авиасообщение существует только с Киевом. Несмотря на востребованность этого направления, которое вошло в ТОП марта вместе со Стамбулом, Веной, Минском и польскими городами, доля внутренних пассажиров в общем потоке очень незначительна.
– Это люди, летающие из Харькова в Киев, – 6 % от всего количества пассажиров, остальные летают за границу, – отметил Владимир Васильченко во время совещания по расширению сетей воздушных маршрутов Международного аэропорта Харьков.
Внутренние украинские перелеты прочно заняты «МАУ» – именно эта компания два раза в день доставляет пассажиров из Харькова в Киев и обратно. В этом году монополию немного разбавит SkyUP, который запускает Одессу и в перспективе обещает открыть авиасообщение между Харьковом и Львовом.
Для того чтобы развить это направление, в дирекции аэропорта обратились за содействием к государству.
– Мы составили документ, в котором просим ХОГА способствовать нашим начинаниям и вместе обратиться в Министерство инфраструктуры Украины и Государственную авиационную службу, и совместными усилиями разработать механизм скидок для авиакомпаний, в частности, на перелет над территориями, – заявил директор аэропорта.
Владимир Шульмейстер уверен: никаких поблажек от государства частные аэропорты не дождутся. Внутреннее авиасообщение будет развиваться, если сможет составить конкуренцию железнодорожным перевозкам.
– Железнодорожные билеты сейчас продаются не по рыночным ценам, – говорит эксперт.
Несмотря на это, стоимость проезда по железной дороге уже почти сравнялась с ценой билетов на бюджетные авиарейсы. Это ценовое равенство стало угрозой для туристической отрасли Украины: многие харьковчане, которые предпочитали путешествовать по стране поездами, сейчас выбирают полеты за границу самолетами.
– Мы с мужем планировали провести отпуск на озере Синевир в Карпатах, немного по Закарпатью поездить. Посмотрели билеты и ужаснулись: в Мукачево купе стоит 1000 гривен. За те же деньги купили билеты в Вену на август, – рассказала «ХН» харьковчанка Ирина Шостко.
Для того чтобы развивать внутреннее авиасообщение, одного только спроса на недорогие рейсы недостаточно. Нужно иметь аэропорты, которые смогли бы обслуживать большой пассажиропоток. «Стратегия развития авиационного транспорта и аэропортов на период до 2030 года», которую два года назад презентовали в Министерстве инфраструктуры, предполагает, что к этому году в Украине будет работать 50 аэропортов. Министр Владимир Омелян, когда презентовал план, заявил, что хочет сделать так, чтобы из любой точки Украины за час можно было бы доехать до аэропорта. Пока что их всего 20, почти в каждом областном центре. Но большинство из них не работают, потому что нуждаются в реконструкции. В прошлом году начали принимать рейсы аэропорты Николаева и Полтавы, но о полетах по Украине пока речь не идет – они обслуживают чартерные рейсы туристических компаний.
География подкачала
В 2018 году аэропорт Харьков побил рекорды по пассажиропотоку – почти миллион человек воспользовался его услугами (962,5 тыс.), что на 19 % больше, чем в 2017-м. В этом году темпы нарастают: за первый квартал рост составил 29 %, если взять отдельно март – целых 42 %. Харьковский аэропорт по темпам роста пока что отстает от Львова, но идет примерно на равных с Киевом (Жуляны). Львов в марте демонстрирует прирост в 59 %, второй столичный воздушный порт Борисполь – 41 %.
– Мы демонстрируем вместе с Жулянами и Львовом лидирующие темпы роста пассажиропотока среди украинских и европейских аэропортов, однако географическое расположение действительно является сдерживающим фактором. Рейсы из Европы в Харьков более протяженные, соответственно более дорогие, чем, например, в Киев, следовательно – в большей степени финансово рискованные. Поэтому нам сложнее убеждать авиакомпании в открытии новых рейсов их нашего аэропорта, – рассказал «ХН» коммерческий директор по авиационной деятельности Международного аэропорта Харьков Владислав Ильин.
Тем не менее, переговоры идут. Сейчас аэропорт Харькова вместе со львовским аэропортом ведут переговоры с Qatar Airways. Куда могут полететь из Харькова самолеты одной из крупнейших авиакомпаний мира, пока не говорят.
В «Стратегии развития авиационного транспорта и аэропортов на период до 2030 года» планируется развивать харьковский аэропорт как региональный хаб – наравне с Борисполем. Пока что большинство пассажиров, которые прилетают в аэропорт, не планируют пересаживаться на другие рейсы и лететь дальше.
– Борисполь уже много лет являются трансферным аэропортом, хабом для авиакомпании «МАУ». Около 30 % их пассажиропотока – трансферные пассажиры. На сегодняшний день мы point-to-point аэропорт, – говорит Владислав Ильин.
В 2019 году аэропорт Харькова планирует увеличить пассажиропоток на 25 % – до 1,2 миллионов путешественников. Мощности аэровокзала и взлетных полос позволяют это сделать. Когда количество пассажиров достигнет 2,5 миллиона человек в год, будет задействован терминал С, как это было во время ЕURO-2012. Планам может помешать только международная обстановка – например, прекращение действия соглашения о безвизовом режиме или резкое ухудшение материального положения харьковчан (например, из-за падения курса гривны). Пока пассажиры могут платить минимум $23 за билет – самолеты будут летать.
Мешает «закрытое небо»
Аэропорт Харьков, как и другие воздушные гавани Украины, мог бы принимать куда больше рейсов, если бы не помешала «большая политика» и Украина подписала соглашение с ЕС о свободном авиасообщении. Документ об «открытом небе» с ЕС в который раз откладывается по причине территориального спора между Великобританией и Испанией по Гибралтару. При согласовании договора Испания должна будет открыть доступ к Гибралтарскому аэропорту.
В ноябре 2018 года заместитель министра инфраструктуры Украины по вопросам евроинтеграции Виктор Довгань заявлял, что подписание Соглашения о совместном авиационном пространстве, или «открытом небе» с ЕС, может состояться в апреле 2019 года. Но его в который раз отложили до тех пор, пока не будет урегулирован вопрос с Brexit – процедурой выхода Великобритании из ЕС.