Почему Украина является самой бедной страной Европы
Для того, чтобы поставить и сформулировать эти три вопроса, не надо быть экономистом и специалистом. Эти вопросы простые, логичные и беспокоят каждого гражданина страны.
Но надо немного проанализировать нынешнюю экономическую ситуацию в стране для понимания того, какие есть пути преодоления проблем и решения этих вопросов.
Перед тем, как сформулировать основные, по мнению бизнеса, пути решения этих трех вопросов, надо еще кое-что заметить:
- Ситуация, которая сложилась в экономике страны сегодня, в большей мере не является виной нынешней власти, а является следствием системного игнорирования всеми предыдущими руководителями системных реформ в экономике.
- Лозунг «пусть меньше воруют» и «половина экономики в тени» не решит ситуацию. Эти проблемы надо решать, но глобально на общий уровень жизни это не повлияет.
- Надо понимать, что низкие заработные платы и пенсии являются не проблемой, а следствием проблемы, даже ряда проблем, которые актуально коснулись нашей экономики и промышленности.
Ниже сформулированы 7 основных направлений (проблем), для решения которых нужно сосредоточивать максимум усилий со стороны власти и общества.
Системное решение следующих направлений будет автоматически решать те три вопроса, которые были сформулированы в начале статьи.
- Рост уровня ВВП на 1 человека.
- Рост количества работающих предприятий.
- Уменьшение уровня безработицы.
- Переход от сырьевого экспорта к экспорту товаров с высокой добавленной стоимостью.
- Снижение уровня импортозависимости, и выравнивание баланса внешнеэкономической торговли.
- Модернизация существующих предприятий и увеличение эффективности труда на 1 работающего.
- Развитие инфраструктуры и максимальное использование географического положения – увеличение транзита грузов с товарами из Азии в Европу и другие страны.
1. Рост уровня ВВП на 1 человека.
Сравнив приведенные ниже данные по уровню ВВП Украины за последние 3 года с данными по уровню ВВП Польши (ближайшая страна ЕС), можно сделать вывод, что Украина по уровню ВВП на душу населения отстает примерно в 10 раз.
ВВП Украины за 2015 год | |
ВВП (в млн.USD) | |
2015 | 90615 |
ВВП (в USD)
на душу населения |
Население
(тыс.) * |
|
2015 | 2115,4 | 42836.0 |
Для сравнения, ВВП Польши в 2015 году составил примерно 26 402 долларов США на душу населения.
Кроме того, Польша демонстрирует постоянный рост ВВП последние 15 лет.
Итак, задачей номер 1 для экономического блока правительства является быстрое и существенное увеличение ВВП на душу населения.
Например, чтобы достичь сегодняшнего уровня Польши, Украине нужна такая динамика роста ВВП (модулирование):
Год | Уровень ВВП на душу населения за предыдущий год, тыс. долл. США | Уровень роста ВВП, % | Уровень ВВП на душу населения на конец года, тыс. долл. США |
2016 | 2 115,00 | 30,00% | 2 749,50 |
2017 | 2 749,50 | 30,00% | 3 574,35 |
2018 | 3 574,35 | 30,00% | 4 646,66 |
2019 | 4 646,66 | 30,00% | 6 040,65 |
2020 | 6 040,65 | 30,00% | 7 852,85 |
2021 | 7 852,85 | 30,00% | 10 208,70 |
2022 | 10 208,70 | 30,00% | 13 271,31 |
2023 | 13 271,31 | 30,00% | 17 252,70 |
2024 | 17 252,70 | 30,00% | 22 428,52 |
2025 | 22 428,52 | 30,00% | 29 157,07 |
Мы видим, что нужно очень стремительно (30% в год) увеличивать общий ВВП, и соответственно и ВВП на душу населения. Мы сможем достичь уровня Польши не ранее 2025 года при условии такого амбициозного роста. Но это цель, к которой Правительство должно идти. Ведь рост в 30% это очень амбициозно.
Для роста ВВП решение очевидное и простое:
- Производить существенно больше товаров и услуг внутри страны;
- Производить товары и услуги с максимально возможной добавленной стоимостью (глубинная обработка, высокие технологии, модернизация производств, повышение эффективности производств);
- Существенное увеличение предприятий всех форм (промышленные предприятия, маленькие производства, услуги и т.п).
2. Рост количества работающих предприятий.
Рост количества предприятий и источником формирования ВВП страны, ВВП на душу населения, уменьшения безработицы, финансирования социальных обязательств Правительства.
Год | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
За год | 112 | 103 | 94,4 | 99 | 82,8 | 98,4 | 103 |
- Индексы, приведенные в таблице, представляются в % отношении к предыдущему году
Из таблицы мы видим, что индекс промышленного производства постоянно падал начиная с 2011 года.
Для стимулирования увеличения количества предприятий необходимо сделать следующее:
- Подготовить сырьевые площадки для инвесторов, а именно завести электричество, газоснабжение, авто и железнодорожные пути и предложить готовые объекты потенциальным инвесторам как внутри страны, так и за рубежом, при условии строительства производственных предприятий и с запретом экспорта сырья из этих месторождений;
- Для всех существующих предприятий отменить НДС и импортную пошлину, а также другие нетарифные сборы при импорте оборудования, которое не производится в Украине, или которое имеет существенно более высокие показатели эффективности, качества, энергосбережения по сравнению с отечественными аналогами;
- Освободить все существующие предприятия от платы за подключение к электрическим и газовым сетям, а также от платы за выделение дополнительных мощностей при условии, что подключения и дополнительные мощности планируется использовать для увеличения объемов производства, модернизации производства, введения в эксплуатацию нового оборудования;
- Позволить всем существующим ЦМК получать без аукциона лицензии на месторождения, сырье из которых будет использоваться для собственных нужд и глубинной обработки с запретом экспорта.
3. Уменьшение уровня безработицы.
Уровень безработицы с 2007 по 2015 гг. |
|||||||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Уровень безработицы | 6,90% | 6,90% | 9,60% | 8,80% | 8,60% | 8,10% | 7,70% | 9,70% | 9,50% |
Относительно уровня безработицы по стране решение очевидно – с системным ростом уровня производства и количества предприятий этот показатель автоматически будет снижаться. Показатель безработицы напрямую зависит от индекса промышленного производства и уровня роста ВВП.
4. Переход от сырьевого экспорта к экспорту товаров с высокой добавленной стоимостью.
Вполне понятно, что ни ЕС, ни МВФ не заинтересованы в мощной индустриальной Украине. Это вполне понятно и полностью отвечает интересам государств-членов ЕС.
Ниже приведена структура экспорта из Украины:
Код и название товаров согласно УКТВЭД | в % к общему объему | |
Черные металлы | 19,9 | |
Зерновые культуры | 16,7 | |
Жиры и масла животного или растительного происхождения | 10,9 | |
Электрические машины | 5,7 | |
Руды, шлак и зола | 5,4 | |
Реакторы ядерные, котлы, машины | 4,3 | |
Семена и плоды масличных растений | 4,2 | |
Древесина и изделия из древесины | 3,1 |
Мы видим, что Украина экспортирует, прежде всего, сырье и товары с низким уровнем обработки, то есть то, что не имеет или имеет небольшую добавленную стоимость.
Если взять, например, зерновые культуры, то, очевидно, это продукт с низкой добавленной стоимостью. Но если взять муку или продукт еще более глубинной переработки – макаронные изделия, то понятно, что такие страны, как Италия, Франция и другие не заинтересованы в такой конкуренции, потому что сами имеют мощные отрасли переработки зерновых.
Взять руду и шлак как пример. Украина очень богата на высококачественную глину, которая экспортируется и очень высоко ценится по всему миру. Но она также может использоваться для производства кирпича, керамической плитки, посуды, санитарно-технических изделий.
Рассмотрим производство керамической плитки. Уровень производства в Украине за 2016 год – 45,86 млн м2. Потребление составляет 38,35 млн м2 в год (0,9 м2 на 1 человека). Экспорт из Украины составляет лишь 17 млн м2 в год, а импорт около 9,5 млн м2 в год. Испания (производство) – 492 млн м2 за 2016 год, потребление примерно 105 млн. м2 в год (2,28 м2 на 1 человека). Как уже было указано выше, Испания импортирует очень большие объемы нашей глины, а потом Украина экспортирует испанскую, итальянскую, турецкую те другую керамическую плитку, то есть продукт глубинной обработки глины с высокой добавленной стоимостью. То же самое касается и Италии. Естественно, что эти страны не заинтересованы в конкуренции со стороны Украины по 2 причинам – во-первых это конкуренция на рынках ЕС и других, во вторых – с развитием этой отрасли в Украине объем экспорта глины из нашей страны будет существенно снижаться, в результате чего испанские и итальянские производители будут испытывать нехватку сырья и закрытие своих предприятий в условиях ее отсутствия.
Решение вполне логичное и очевидное:
- Максимально способствовать созданию новых предприятий на отечественной сырьевой базе для производства продуктов глубокой переработки и высокой добавленной стоимости;
- Предлагать инвесторам сырьевые площадки для строительства предприятий с запретом экспорта некоторых видов сырья;
- Сделать инвентаризацию месторождений, на которых возможно строить перерабатывающие производственные предприятия и разработать Правительственную программу их использования;
- Создать условия и пригласить и предложить готовые площадки мировым лидерам в производстве высокотехнологической продукции.
5. Снижение уровня импортозависимости, и выравнивание баланса внешнеэкономической торговли.
Ниже приведены данные по структуре импорта из Украины
Код и название товаров согласно УКТВЭД | в % к общему объему | |
Топлива минеральные; нефть и продукты ее перегонки | 20,00 | |
Реакторы ядерные, котлы, машины | 11,94 | |
Электрические машины | 8,16 | |
Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного | 7,17 | |
Пластмассы, полимерные материалы | 5,61 | |
Фармацевтическая продукция | 4,09 | |
Текстильные материалы и текстильные изделия | 3,94 |
Успешное выполнение пункта 4 этой программы если не изменит существенно (углеводородные материалы), то некоторые из импортированных материалов вполне возможно заменить, а главное, это выравнивание сальдо внешнеэкономической торговли. Данные по 2016 году приведены ниже:
Данные приведены за 2016 год в млн. долларов США:
Баланс товаров | -4664 |
Экспорт товаров | 23759 |
Импорт товаров | 28423 |
Что надо сделать:
- Как минимум выровнять сальдо, то есть сделать его положительным;
- Экспортировать товары с высокой добавленной стоимостью (таким образом увеличив в долл. США общий объем экспорта);
- Уменьшить импорт, особенно в той части, где Украина может конкурировать с иностранными производителями;
- Искать новые рынки сбыта, чтобы заменить потерянные рынки стран бывшего СССР, а особенно РФ;
- Максимально использовать наши дипломатические представительства для налаживания торговых отношений с другими странами (выставки, презентации, визиты на производства и т.п.)
6. Модернизация существующих предприятий и увеличение эффективности труда на 1 работающего.
Модернизация предприятий, и, как следствие, увеличение эффективности труда рабочих является главным залогом успеха как продуктов этих предприятий, продаж, заработных плат, так и вообще роста уровня ВВП в целом по стране.
Ниже приведены данные по эффективности труда на 1 работающего за 1 час работы по странам мира:
Место |
Страна |
ВВП за час, долл. США |
1 |
Норвегия |
75.14 |
2 |
Люксембург |
73.22 |
3 |
Соединенные Штаты |
67.32 |
Например, в Украине производительность труда составляет около 3 долларов США на 1 работающего, или 120 тысяч гривен в год / 1920 (рабочих часов в год) = 62,5 гривен в час в 2015 году. Это 25 долларов в день, или 500 долларов в месяц на 1 работающего, которые генерирует наша экономика.
Какие шаги необходимо сделать:
- Всесторонне содействовать модернизации предприятий всех форм собственности, замена оборудования, установка нового оборудования, приобретение технологий и ноу-хау. Дополнительные меры были описаны выше;
- Увеличение производительности труда на 1 работающего;
- Приватизация максимального количества государственных предприятий;
- На государственных предприятиях, которые не будут приватизированы, отказ от всех непрофильных активов и продажа этих активов на открытых конкурсах.
7. Развитие инфраструктуры и максимальное использование географического положения – увеличение транзита грузов с товарами из Азии в Европу и другие страны.
Благодаря уникальному географическому положению Украина имеет все возможности использовать и зарабатывать в пределах государства, а не отдельных предприятий.
Согласно данным из Википедии, Украина занимает 6 место в Европе и 12 место в мире по общей длине железнодорожных путей. Эксплуатационная длина главных путей составляет 22,3 тыс. км. Это то огромное преимущество, с которого надо иметь большую пользу государству.
Необходимые шаги:
- Строительство новых скоростных автомагистралей, которые бы соединяли основные областные центры, пункты пересечения границы;
- Передача дорог в концессию с государственными гарантиями возврата инвестиций в установленный срок;
- Введение по всей стране платных автодорог;
- Модернизация железной дороги в соответствии с европейскими стандартами колеи. На первом этапе – западные регионы со строительством логистических хабов, впоследствии по всей стране (другими словами, интегрироваться в общеевропейскую железнодорожную систему и стать ее частью);
- Строительство мощного авиахаба и привлечение лоукостеров;
- Модернизация портов для максимально возможного увеличения товарооборота и уменьшения стоимости обработки грузов. Надо сделать наши порты более привлекательными для транзита грузов, чем турецкие и другие порты Бассейна Черного Моря;
- Модернизация, где нужно, и увеличение пунктов пропуска грузов на границах. Обустройство инфраструктуры для водителей в соответствии с европейскими нормами. При необходимости привлечение иностранных специалистов для реализации этого проекта;
- Уменьшение времени при пересечении границы, для транзита, до минимально возможного;
- Уменьшение времени доставки грузов по железной дороге. Цель – доставка с востока на запад (Харьков – Львов) в течение 2-3 суток;
- Для промышленных предприятий сделать систему понижающих коэффициентов при больших объемах грузооборота железнодорожным транспортом – больше грузишь и отгружаешь – меньше платишь.