Электронным билетом – по бездорожью. Почему пассажиры и перевозчики против инновации
Летом 2017 года организация поездок в пригородном транспорте должна кардинально измениться. В облгосадминистрации обещают выдать всем льготникам электронные билеты. Но полезной и прогрессивной инновации почему-то противятся и перевозчики, и пассажиры. «ХН» разбиралась, в чем кроется причина недовольства.
Первым делом электронные билеты начнут применять в Харьковском и Волчанском районах. В каждом автобусе планируют установить специальный прибор – валидатор, а пассажирам с правом бесплатного проезда выдать карточки, похожие на те, которые продают в метро. Так чиновники райгосадминистраций будут знать точное количество льготников и компенсировать их проезд перевозчику. Это – в идеале.
Как баловство
На практике же далеко не всякий автобус доедет до крайней точки Волчанского района. Село Старица – недалеко от границы с Россией. Живут здесь почти одни пенсионеры, автобусом пользуются тоже в основном пожилые жители села и их родственники. Село тянется на несколько километров, магазин – только на одном краю села, потому многие старичане ездят автобусом Харьков – Старица в райцентр за продуктами. Автобус в Харьков через Волчанск ходит четырежды в неделю, и то – если повезет.
– В прошлом году делали «Стену» на границе с Россией, и нам тут так разворотили дорогу КАМАЗами, что автобус вообще не ходил несколько месяцев. Несколько недель назад, в воскресенье, мои дети не смогли уехать в Харьков, пошли пешком до Волчанска, потому что автобус сломался. Топать пришлось 12 километров. Какой тут билет, хоть бы автобус был, – рассказала «ХН» жительница села, пенсионерка Мария Верняева.
На фоне этих автобусных неурядиц разговоры о скором внедрении электронных билетов местные жители называют баловством власть имущих: поговорят – и забудут. Куда больше в Старице озабочены починкой дорог и состоянием автобусов.
На автостанции № 3 в Харькове, куда приходит и старичанский, и другие автобусы из Волчанского района, водители от вопросов об электронных билетах отмахиваются.
– Я с 2006 года работаю, и все это время нам рассказывают об электронных билетах. Но ничего у них не получится, – ворчит водитель автобуса Харьков – Волчанск Александр. – Допустим, зайдет в автобус пассажир с электронным билетом, льготник, я его повезу. А кто мне заплатит за его проезд? Вот бы лучше сделали, как в Беларуси – там пенсионеры доплату получают к пенсии на проезд. Или как в России – выдавать им талоны, чтобы сразу оплата шла.
Пока мы беседуем с водителем, его маршрутка заполняется. Половина пассажиров не платят за проезд – у них льготы. Летом таких, говорят водители, будет 80 %.
Денег в районах нет
Пересчитать всех льготных пассажиров – цель проекта «Электронный билет» в Харьковской области. Льготники – вечное яблоко раздора между перевозчиками и районными администрациями. В 2016 году из государственного бюджета перестали приходить деньги на компенсацию перевозки льготного контингента. Эти деньги теперь нужно находить в бюджетах районных. Справляться с этим непросто. То и дело между райадминистрациями и автопредприятиями вспыхивают конфликты. Прошлой осенью автоперевозчик Валерий Дробушко пытался ограничить количество пассажиров-льготников в автобусе на Проходы, в ответ в райадминистрации Дергачевского района грозились этот маршрут у перевозчика отобрать. Уже в этом году перевозчик сам отменил автобус – но уже в Волчанском районе, на Старый Салтов. Маршрут, по его словам, стал практически льготным.
– Районные администрации не компенсируют проезд, Харьковский район выделил 15 % от того, что нам положено, по Богодуховскому району нам должны 800 тыс. грн. В Волчанске сказали: Старый Салтов – это не наши люди ездят, это дачники. Я взял и закрыл маршрут. Я за прошлый год по области потерял 5,5 млн грн на перевозке льготного контингента. Потому я только за электронный билет. Согласно электронному билету, я за каждого пассажира должен получить компенсацию. Я готов каждую бабушку лично подсадить в автобус, если мне будут компенсировать ее проезд. Вообще скандалов никаких не будет, – рассказал о своей позиции «ХН» директор автопредприятия Валерий Дробушко.
Он считает, однако, что новшество не приживется: в райадминистрациях денег на компенсацию не найдут.
Однако в районах думают иначе.
– В принципе, я электронный билет одобряю, мы хотя бы увидим реальное количество льготных пассажиров. А то перевозчики подают эти списки – а мы никак не можем их проверить. Пока будем компенсировать то, что можем. Стараемся по максимуму, но на 100 % никогда не выходит, – рассказал «ХН» председатель харьковской райгосадминистрации Юрий Раина.
Чиновники подозревают, что перевозчики завышают количество льготных пассажиров и надеются при помощи электронной системы учета уменьшить свои расходы. Ведь на субвенции из госказны надеяться больше не приходится.
Что показал эксперимент?
В конце прошлого года в Харьковской области даже провели эксперимент с электронной фиксацией проезда льготных пассажиров. С 5 по 16 декабря в автобусах двух районов – Змиевского и Волчанского – ездили волонтеры с валидаторами и регистрировали пассажиров-льготников. В качестве контролеров-добровольцев выступили чиновники из местных советов. Выводы, которые сделали после эксперимента, удивили: количество льготников по данным исследователей сильно отличается от того, которое называют сами перевозчики. В Змиевском районе, например, количество бесплатных пассажиров достигло 30 %, в Волчанском – только 12-25 %. По словам перевозчиков, их в разы больше – до 60-80 %. Примечательно, что на внутрирайонных маршрутах пассажиров с правом льготного проезда больше – около половины.
– Когда мы проводили эксперимент, было очень снежно, пассажиров было меньше, чем в теплое время. Летом будут другие показатели, – рассказал «ХН» куратор проекта, директор «Эквайринговой транспортной компании» Александр Чупылко.
Одной из важных задач эксперимента было научиться отделять не только льготных пассажиров от обычных, но и «своих» льготников от «чужих».
– Это важно, поскольку проезд льготников компенсируется из районных бюджетов. И если в Волчанском районе почти все пассажиры – местные, то в Змиевском районе видно, что половина пассажиров в автобусах – из Харьковского района и даже Харькова, – уточняет Александр.
Все данные исследовательская компания передала в облгосадминистрацию. Там сейчас думают, каким образом проект внедрить.
– Облгосадминистрация возьмет на себя финансирование установки оборудования. Возможно, будет создано коммунальное предприятие, которое займется электронными билетами. Пока проект будет только в двух районах, но если все получиться, то и во всех районах области. Но это касается исключительно льготного проезда, – сообщил «ХН» вице-губернатор Марк Беккер.
Благое намерение «осовременить» проезд в областном транспорте может натолкнуться на банальное препятствие – нехватку денег для компенсации проезда в районных бюджетах. На данный момент перевозчик не вправе отказать пассажиру в проезде, даже если за него никто не платит. Законы Украины гарантируют незащищенным слоям населения право бесплатно воспользоваться транспортом, однако государство сложило реализацию этого права на местные бюджеты, которые в 2017 году, на фоне массового закрытия малых предприятий и сокращений налоговых поступлений, рискуют не справиться с этой задачей. И в этом случае пассажир получит электронный билет, который негде будет применять – количество автобусов в районах может сократиться.
Мнение
Роман Семенуха, народный депутат Украины
Електронні квитки для проїзду в муніципальному транспорті в світі почали впроваджуватися ще кілька десятиріч тому. Однією із країн-новаторів стала Фінляндія. Наразі електронний облік у системі муніципального транспорту здійснюється в більшості країн цивілізованого світу. Найбільш оптимізованою й тому показовою в цьому контексті є практика Барселони та Парижа, за їхніми стандартами працює більшість європейських міст.
Наші сусіди – Східна Європа та країни Балтії – успішно впровадили систему єдиного електронного проїзного в себе. Оптимізація перевезень, контроль пасажиропотоків і чималий економічний ефект – ось результати цієї корисної інновації. Моделі, форми оплати, термін дії квитка тощо залежать від специфіки міст і структури міського транспорту в кожному окремому місті. Ось як, наприклад, діє е-квиток у Таллінні.
Електронний квиток – зелену смарт-картку – можна придбати у спеціалізованих кіосках або замовити в інтернеті. Вона коштує символічні 2 євро, а надалі містяни користуються нею безкоштовно в усіх видах міського транспорту. Гості ж Таллінна поповнюють смарт-картку з урахуванням кількості поїздок. У транспорті пасажир прикладає картку до спеціального пристрою – валідатора, таким чином фіксуючи факт своєї поїздки. На сьогодні й інші міста Естонії переходять на єдиний електронний проїзний.
Тема електронного обліку вже декілька років обговорюється й в Україні в контексті реформи інфраструктури, і ось нарешті ми впритул наблизилися до реалізації цього проекту. Наприкінці минулого року Верховна Рада прийняла відповідний законопроект у першому читанні. Такий підхід є логічним і прогресивним хоча б з огляду на його економічну ефективність. За даними ЄБРР, у містах Західної Європи втрати під час збору виручки в міському транспорті становлять 2-3 %, у Східній Європі – 2-7%, тоді як в наших містах втрати сягають 25-40% через використання анахронічних паперових квитків, людський фактор («зайці» та фальшиві посвідчення) і відсутність автоматичного обліку пільговиків.
До того ж практично неможливо відстежити пасажиропотік. Це, в свою чергу, значно ускладнює планування та впровадження нових маршрутів і розвантаження вже наявних.
Доки ми не впровадимо систему електронного обліку й електронний квиток, ми не зможемо перейти до більш складних завдань щодо створення розумних і сучасних міських транспортних схем.
Звернення з проханням підтримати законопроект про впровадження електронного квитка подали до Верховної Ради 15 мерів українських міст. За підрахунками, якщо реформа пошириться хоча б на 15 міст, сукупний економічний ефект від упровадження електронного обліку може перевищити 17 млрд грн на рік.
До впровадження нової системи міста України прямують різними темпами, в цьому процесі, безумовно, є лідери, готовність яких до інновації – приклад для інших.
Дуже активно йде мова про е-квиток у Львові. Львів’яни навіть створили сайт «Е-квиток», присвячений громадському транспорту та перевагам, які надасть упровадження проїзних смарт-карток у місті. До речі, одноразовий паперовий квиток теж залишиться, як і й багатьох містах Європи. За ним можна буде пересуватися 70 хвилин зі здійсненням безкоштовних пересадок. Окрім одноразового квитка діятимуть короткострокові та довгострокові абонементи, а також пільгові персоніфіковані абонементи (тобто е-квитки, що засвідчують особу пільговика – пенсіонера, школяра та студента, людини з обмеженими можливостями). Використовувати як е-квиток планують безконтактні картки типу MIFARE+ і банківські платіжні картки. Також можливою стане сплата за проїзд за допомогою пристроїв, які підтримують технологію NFC і навіть за допомогою смс-повідомлення.
Важливо, що для користувача-пасажира оплата проїзду через електронний квиток – це дуже зручно, до того ж такий квиток уже міститиме інформацію про пільги, на які пасажир має право. Адже пільговики наразі вимушені принижуватися перед горе-водіями, і цьому ганебному явищу треба покласти край.
Місто ж, в свою чергу, отримає статистику транспортних потоків і нарешті зможе реально оптимізувати маршрути, а також компенсувати пільги за реальними розрахунками.