На какие стороны света ориентированы улицы Харькова: исследователи составили диаграммы
Мастерская картографии «Мапарня» создала диаграммы ориентации улиц для 26 городов Украины, основываясь на исследованиях и программном обеспечении американского ученого Джеффа Боинга.
Диаграммы построены в полярных координатах. Каждый лепесток указывает направление улиц города, а ее размер пропорционален суммарной длине путей в этом направлении. Таким образом, в Киеве, Харькове и Сумах трудно определить доминирующее направление: улицы здесь равномерно ориентированы на все стороны света.
Такая ориентация присуща большинству европейских городов. Ее предопределяют особенности ландшафта, застройка разных исторических периодов и постепенное поглощение крупными городами населенных пунктов в агломерации. В исследовании Джеффа Боинга образная планировка наблюдается только в двух крупных городах США, в частности Бостоне.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Одну из улиц Харькова просят назвать именем Степана Бандеры
Исследователь отмечает, что из-за хаотичности улиц, в Бостоне сложно ориентироваться. «Система бостонских улиц неразборчива и сложная для навигации. В то же время, как посетитель, я могу оценить удивление, которое сопровождает здесь каждый поворот направо», - пишет ученый.
Черкассы и Херсон по своей схеме больше напоминают американские города, построенные по гипподамовой системе. На такое планирование в значительной мере повлиял стремительное развитие этих городов в XIX веке. Гипподамовая система планирования городов была разработан еще в Античности и получила широкое распространение в эпоху Классицизма. Эта система предусматривает создание сети перепендикулярных улиц, которые делят пространство на равные квадраты. Хорошими примерами этого являются диаграммы Чикаго и Сиэтла с четкой ориентацией улиц в северо-южном и западно-восточном направлениях.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Присоединенные к Харькову Кулиничи застроят новыми микрорайонами
В исследовании Джефф Боинг связывает схемы ориентации улиц с понятием «выразительности» (англ. - legibility). Понятие «выразительности» ввел американский планировщик городов Кевин Линч в середине ХХ века. Он определял «выразительные» города как те, что формируют последовательный, организованный и узнаваемый образ. Это качество может обеспечиваться понятной схемой улиц, однако это не является обязательным или единственным условием.
Кроме путей, ментальная карта Линча включает преграды, районы, центры и ориентиры. В книге «Образ города» урбанист отстаивал идею важности таких ментальных карт и образов города, которые формируют жители. По его убеждению, они обеспечивают быструю навигации, эффективное использование пространства и имеют значительное влияние на восприятие города и персональный опыт пребывания в нем, пишет Хмарочос