Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Маршрутки-невидимки. В городе исчезает социальный транспорт

Номинально в городе существуют автобусы, проехать в которых можно за 1 гривну. Фото: gortransport.kharkov.ua
автобус
Номинально в городе существуют автобусы, проехать в которых можно за 1 гривну.

Транспорт для неимущих в Харькове уходит в прошлое. Номинально в городе существуют автобусы, проехать в которых можно за 1 гривну. На самом деле дождаться такую маршрутку практически невозможно.

Небогатые жители Пятихаток оказались практически невыездными. Единственный социальный автобус № 223, который соединял поселок с центром Харькова, не ходит уже долгое время.

Поиски неуловимого автобуса

В редакцию «ХН» обратилась жительница поселка Пятихатки пенсионерка Лидия Николаевна. По ее словам, автобус, на котором она и пожилые жители поселка часто добирались до «Пушкинской», куда-то исчез три недели назад.

– Мы все на нем ездили, и я не могу понять, куда он подевался. Выхожу в 8:05, как обычно – но его нет. Нет его по расписанию и на Пушкинской. Никаких объявлений-пояснений от перевозчика мы тоже не увидели, – рассказала пенсионерка.

В поселке Пятихатки проживает около 10 тысяч человек, большая часть которых каждый день ездит в центр Харькова на работу и учебу. Добраться туда и обратно можно от Госпрома на автобусе № 296Э, проезд в котором стоит 10 гривен. Таким образом, каждый житель поселка в месяц тратит на проезд не менее 440 гривен. Автобус за 1 гривну был большим подспорьем для небогатых семей. Мы отправились на поиски маршрутки-невидимки. Конечная остановка 223-го – возле станции метро «Пушкинская». Два дня, в среду на прошлой неделе и во вторник на этой, мы дважды дежурили там по часу, начиная с 14:50 и до 16:20 – безрезультатно. Повстречали на остановке пенсионерку Елену Тринихину. Она рассказала, что простояла на морозе почти час.

– На Пятихатках живет мой внук. Я не была у него с прошлого Нового года, но точно помню, что этот автобус был, у меня все записано, – говорит она. – Он и тогда опаздывал, и все мерзли. Сегодня я простояла с сумками на Пушкинской почти час, а его нет. Даже ходила греться в метро. Люди с 233Э, который останавливается рядом, говорят, что тоже его давно не видели.

Транспорт сломался

Перевозками в этом направлении занимается ООО «Нэмо ЛТД». На пятихатском направлении это – перевозчик-монополист. Его монополия сохраняется при условии, что перевозчик обеспечит один социальный автобус. Когда в октябре этого года проезд в маршрутках подорожал, директор ООО «Нэмо ЛТД» Рафиг Гадиров обещал, что в социальном автобусе цена как была, так и останется чисто символической.

– Этот маршрут существует пятнадцать лет, и с тех пор цена не менялась, – говорил Гадиров. – Мы терпим постоянные убытки, но не перевозить не можем – не имеем права, – заявил тогда перевозчик.

Мы обратились к директору предприятия за разъяснениями, куда же подевался социальный маршрут. Он сообщил, что на этом направлении работает один автобус, и он был сломан долгое время.

– Кто ездит – тот знает график, – ответил директор предприятия. – Раньше социальные маршруты хоть как-то финансировались, а сейчас – нет. И там ездят не только социально незащищенные слои населения. Этот автобус мне обходится в 3,5 тысячи гривен в день. А приносит в лучшем случае 150 гривен. Водители там отказываются работать – с других маршрутов перекрываем.

Мы обратились в диспетчерскую службу ООО «Нэмо ЛТД». Там нам разъяснили, что автобус уже вышел с ремонта и делает по два  рейса в день из Пятихаток в центр и обратно. Утром автобус отправляется из поселка в 6:35 и в 8:05 – девятичасового маршрута больше нет. Почему в последнее время жители Пятихаток не могут уехать даже в 8 утра, в диспетчерской тоже не смогли объяснить.

В четверг днем, после звонков перевозчику, автобус № 223 все-таки появился на маршруте. Но на конечной, у станции метро «Пушкинская», он был за 10 минут до указанного в расписании времени – в 14.40.

Убрали за ненадобностью

В свое время по Харькову курсировало около 20 социальных автобусов, проезд в которых стоил от 1 до 3 грн. Сейчас таких осталось всего четыре. Большинство маршрутов перевозчики упразднили – говорят, за ненадобностью. Такая судьба постигла и автобус № 32, который соединял улицу Зубарева и станцию метро «Индустриальная».

– Он не ходит уже больше года. А зачем? Льготники и так едут бесплатно в обычных маршрутках, – рассказал «ХН» директор предприятия-перевозчика «Авто-ОВИ» Валерий Дробушко.

Помимо 223-го автобуса, за одну гривну можно проехать по маршруту № 4 от станции метро «Индустриальная» до улицы Библика, и 9-м – от станции «Рогань» до улицы Довженко. Курсирует этот транспорт только по будням и с очень большими интервалами. Три гривны стоит проезд в автобусе № 8, который курсирует между станцией метро «Героев Труда» и городским кладбищем № 17 по субботам и воскресеньям.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.