Локдаун №2: расцвет суши-баров и покупки через такси

Кафе потеряли 40% прибыли, а рестораны и бары — еще больше.

Второй карантин бизнес переживает болезненно, но легче, чем весной. Прибыли ресторанов просели на 58%, зато у суши-баров и пиццерий открылось второе дыхание.

Осенние бунты рестораторов не помогли. Локдаун, на отмену которого так рассчитывали предприниматели, состоялся. Пока что последствия не такие разрушительные, как в марте-апреле. Больше других пострадали рестораны, суши-бары, наоборот, показали рост.

Выросли на 25%

Возле “Макдональдса” у “Стекляшки” выстроилась очередь парней с желтыми рюкзаками службы доставки еды за спиной. Этот ресторан толком не успел принять посетителей. Он открылся перед самым Новым годом, а уже с 8 января снова закрылся.

В компании учли особенности карантинной работы и подготовились к очередям курьеров. Для них создали специальный телеграмм-канал, куда они пишут свои заказы. Эта очередь теперь не смешивается с обычными посетителями, которые пришли за бургерами и картошкой фри для себя.

Не только крупные сети, но и мелкие предприниматели подготовились к локдауну и завели собственные службы доставки. Именно эти рестораторы переживают карантин не только без убытков, но и с прибылью. Компания Poster провела исследование выручки кафе и ресторанов в первые три дня после запрета на работу и сравнила полученные цифры с результатами работы в эти же дни, но год назад. Оказалось, что те заведения, которые специализировались исключительно на доставке готовых блюд, показали рост прибыли на 5%, а суши-бары приросли на 25%.

“Если вспомнить “весенний” локдаун, тогда обороты снизились сразу же у всех без исключения типов бизнеса, включая доставку. Непонимание сроков карантина, отсутствие отлаженных процессов доставки, информационная паника в тот период обрушили выручку заведений общественного питания до 26% от февральской и привели к временному закрытию более 60% рестораторов”, — говорят исследователи.

Все-таки, доставка не спасает. Хуже всего приходится ресторанам, которые потеряли 58% прибыли и барам, которые просели вполовину. 

Многие харьковские заведения учли опыт весеннего карантина и работают не каждый день, чтобы сэкономить на продуктах и не выводить персонал. Например, бар “Порт” на Пушкинской открывается только по пятницам и субботам вечером. Другие рестораторы переходят на “духовную пищу: пока нельзя устраивать концерты в ресторане, “Пробка” проводит их онлайн для своих подписчиков в соцсетях.

Прибыль уже не та 

Не просели во время карантина и продуктовые рынки. Как и весной, им разрешили работать с соблюдением определенных правил, потому они не жалуются на финансовые потери.

“У нас 70% продукции — это продовольственные товары, потому карантин никак не отразился. закрыты только непродовольственные магазины на втором этаже, а все кафе на рынке работают на вынос”, — рассказал KHARKIV Today директор Сумского рынка Андрей Кудинов.

Во время весеннего карантина больше других пострадали владельцы коммерческой недвижимости, но сейчас перестроились и они. 

“Если раньше помещения сдавали по квадратным метрам, то сейчас ориентируются на одно рабочее место. Так оказалось даже выгоднее, потому офисные центры превращаются в коворкинги”, — говорит президент Ассоциации частных работодателей Александр Чумак.

По его словам, салоны красоты и барбершопы в этот локдаун хоть и работают, но уже и не мечтают об уровне прибыли начала 2020 года. Из-за санитарных требований количество посадочных мест в салонах стало меньше, а, значит, удлиннилась и очередь. Во время рабочего дня мастер успевает обслужить меньше клиентов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Локдаун по-харьковски: бессмысленный и незаметный

Продавцы непродовольственных товаров приспособились к новым реалиям. Например, магазины канцелярских товаров часто отправляют заказы оптовым покупателям с таксистами. Расходы на такие “катания” ложатся на плечи покупателя.

После 24 января карантин должен закончиться, но предприниматели уже не очень верят в возвращение привычной жизни. Тем более, премьер-министр Денис Шмыгаль грозится продлить локдаун, если после праздников больных коронавирусом будет больше. Потому бизнес развивает доставку и все больше уходит в тень.