Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

«Хочу в планетарий!»: насколько удобно передвигаться по Харькову человеку в инвалидной коляске

«ХН» решила проверить, насколько удобно передвигаться по Харькову человеку в инвалидной коляске.

«ХН» решила проверить, насколько удобно передвигаться по Харькову человеку в инвалидной коляске. 

Утро субботы. На скамье, во дворе жилого дома по улице Культуры, сидит молодой человек, чья внешность больше напоминает голливудскую. Рядом с ним – инвалидная коляска. Леонид Балдин стал известен в Харькове весной, когда устроил одиночный пикет, вдохновившись протестом людей на колясках из Вены (в 1996 году перекрыли улицу, чтобы их заметили и начали менять инфраструктуру города с учетом особенностей инвалидов). Харьковский пикетчик весной около 20 минут простоял на проезжей части на Сумской, напротив ХОГА, чтобы привлечь внимание чиновников к таким людям, как он. Его протест пока ничего не изменил.

Леонид приехал в Харьков из Киева на реабилитацию два года назад (травму позвоночника получил при падении из окна седьмого этажа). Здесь математик женился, нашел работу программиста и не собирается уезжать, потому что «город отличный и люди прекрасные». Чаще всего по Харькову Леонид передвигается на такси, но в прошлые выходные решил отправиться на фестиваль Green Fest, проходивший в парке Победы на Салтовке, на общественном транспорте. Троллейбусом 29-летний мужчина не ездил уже пять лет.

Леонид пересаживается в коляску, и мы выходим со двора. Сегодня он улыбается, щурясь от солнца, и уже готов к непростому для себя испытанию. По ровному асфальту возле Сумского рынка он едет быстро, крутя колеса руками, на ходу показывает погрешности покрытия. Если обычный пешеход машинально переступит бордюр возле перехода и даже не обратит внимания на его высоту, то для человека в коляске это препятствие – опасность.

– Тут я не проеду, могу перевернуться, – объясняет Леонид и быстро выруливает на другой переход, где есть плавный съезд.

Дороги возле дома знакомы ему до мелочей. Наша задача – добраться от Центрального дворца бракосочетаний до станции метро «Университет». Леонид ловко лавирует между машинами, украшенными свадебными кольцами и цветами.

– Вот здесь, в этом ЗАГСе я женился, – показывает рукой на голубое здание. – Свадьба мне очень понравилась! Правда, тут жутко неудобно, заехать внутрь не получилось. Расписали нас прямо под елью.

Быстрая Сумская и «Барабашово» без пандуса

Пока разговариваем, Леонид отдыхает. Передвигаться приходится «мелкими перебежками» – устают руки. Самая непростая часть нашего пути – проезд по Сумской. Из-за высоких бордюров и отсутствия съездов в самом центре Харькова не остается другого выбора, кроме как выехать прямо на проезжую часть. Леонид едет настолько быстро, что приходится бежать за ним мимо мчащихся по брусчатке машин.

– Да, я часто становлюсь полноценным участником дорожного движения, – смеется молодой человек и старается как можно быстрее проехать опасный участок.

Впереди – долгожданный безопасный съезд. Правда, передвигаться по пешеходной зоне не намного удобнее из-за бугристого асфальта и ям.

Мы подъезжаем к выходу станции «Университет», известному среди харьковчан как «стекляшка». Обычно человек, который не может самостоятельно спуститься под землю, набирает номер телефона и в течение 10 минут за ним поднимается работник метро. Нам повезло: на скамейке возле выхода отдыхает охранник метрополитена. По первой же просьбе добродушный Константин бросает в урну окурок и указывает на выход из метро, где есть пандус. Дозвониться напарнику не получается, но помочь спустить коляску под землю вызывается друг охранника.

Работник метро сопровождает Леонида до самого вагона: провозит мимо поста дежурной и помогает на эскалаторе:

– Сейчас я передам на ту станцию, где вы будете выходить, маршрут и номер вагона, и вас там встретят.

Константин не обманул. На станции «Академика Барабашова» нас уже ожидает охранник. Правда, в вагон за человеком на коляске он не заходит – Леонид выезжает самостоятельно. Мы стоим на перроне, пропускаем поток людей на эскалаторе, чтобы подняться вверх.

– Я его на выходе сам не подниму, там нет пандуса, – строго предупреждает охранник и обращается к фотографу: – Поможете мне.

На вопрос, почему у него нет напарника, человек в синей камуфляжной форме отвечает с досадой:

– А вы выделите деньги, будет два.

– А как же полицейские, которые стоят на посту? – спрашиваем у охранника.

– Они не будут помогать. Сейчас будем просить прохожих, – отвечает он.

Ради эксперимента снова возвращаюсь в метро и прошу правоохранителей помочь вытащить коляску на улицу. Девушке отказать полицейский не может – и неспешно, с некоторым недовольством – покидает вверенный ему пост.

– А что прохожие? Отказываются помогать? – все же спрашивает, пока мы идем по переходу, полицейский.

– Но вы же полицейский и настоящий мужчина, в первую очередь мы надеемся на вашу помощь.

Правоохранителю явно приятна лесть, хотя он старается не показывать этого, чтобы сохранить имидж сурового полицейского. Когда мы приходим к ступенькам, возле Леонида и охранника уже стоит случайный помощник: парень пытается подступиться к коляске. Втроем мужчины поднимают ее наверх.

Фото: KHARKIV TodayПолицейский все же соглашается помочь. Фото: KHARKIV Today

«Хочу, чтобы мэр ездил общественным транспортом»

Пока мы ждем троллейбус, Леонид рассказывает истории о себе. Он подкупает своей улыбкой и легкостью. Кажется, ему удается жить полноценной жизнью вопреки инвалидной коляске.

– Мое самое «любимое», когда сидишь на улице, читаешь книгу и кто-то дает тебе деньги. Я всегда объясняю, что не нужно. Правда, один раз не смог отказаться. Мне дали денежку в церкви, когда я с мамой туда ходил, - улыбается Леонид.

Тем временем на конечную остановку (круг возле станции метро) подъезжает новенький «рогатый», который приобретался городом, когда Харьков принимал Евро-2012. Толпа людей тут же забивает салон. Большинство проходят мимо человека в коляске, делая вид, будто не видят его. Двое крепких мужчин посматривают на Леонида и переходят на ближнюю к водителю дверь. «Попросят, чтобы тот помог», – проносится мысль в моей голове. Но, как оказалось, они просто решили войти в троллейбус там, где меньше людей.

Леонид не привык рассчитывать на посторонних, поэтому сам подъезжает к водителю и просит помощи. Тот быстро отставляет стаканчик с кофе и выходит из троллейбуса, командирским голосом просит освободить место у окна, раскладывает пандус (в старых моделях троллейбусов такой опции нет) и самостоятельно завозит инвалидную коляску в салон. Уже в троллейбусе Леонид предупреждает кондуктора, что будет выходить возле ТРЦ «Украина». Напоминать второй раз не приходится – на нужной остановке водитель вновь покидает рабочее место и помогает спуститься.

Когда Леонид выезжает на улицу, воспользовавшись возможностью, по пандусу в троллейбус быстро входит женщина с детской коляской – ей повезло: специально для мам никто не будет раскладывать покатую ступеньку.

– Я хочу, чтобы это работало не только с инвалидами – это у них положено по инструкции – но и с мамочками, – поясняет Леонид. Ему как инвалиду первой группы положен несколько раз в месяц бесплатный подвоз, но парень исповедует другой подход. – Это хорошо, что полиция носит тебя на руках, но хочется больше самостоятельности. В принципе, в городе все организовано более-менее, но не хватает низких бордюров и удобных съездов даже в центре города, не говоря уже об окраинах. Что касается общественного транспорта, слава богу, есть троллейбусы и метро с пандусами (в отличие от трамваев). Я вообще хочу, чтобы мэры всех городов ездили на общественном транспорте и наш в частности (уже почти три года Геннадий Кернес прикован к инвалидной коляске, но пользоваться услугами общественного транспорта ему не приходится – он перемещается на специально оборудованном бусике, куда его вносят и выносят собственные охранники – прим. «ХН»). Тогда, может, все перезапустится. Я недавно ездил в Карпаты, и понял, что на железной дороге вообще все запущено. Во-первых, нет заказа билетов онлайн для инвалидов. Учитывая то, что я на коляске, мне нужно подъехать и купить билет – это бред. В Киев ехать здорово – есть «Интерсити», они очень удобные. А в обычных поездах – жесть. Если попадется большой проводник, то он тебя донесет, если нет – то… приходиться просить пассажиров. На своей спине тебя кто-то заносит. Могут уронить...

На дорогу от центра к парку мы тратим около полутора часов. От остановки на Салтовке по меркам обычного человека идти всего ничего – около семи минут. Однако добираться на инвалидной коляске по «дырявому» асфальту катастрофически сложно.

– Вы не потолкаете меня? А то я устал, – просит Леонид фотографа.

По дороге он покупает мандарины, чтобы отдать их бабушке, которая просит милостыню, и рассказывает, что любит кормить голубей. Как только дорога становится более-менее ровной, едет самостоятельно. Он разгоняется по длинной парковой дороге и поднимает вверх руки, будто летит.

На фестивале уже многолюдно, здесь Леонид встречается с другом Мишей.

Из предложенных деревьев Леонид выбирает два саженца – березу и рябину – и отправляется на аллею.

– Жаль, что тут не продавались деревья абрикоса. Знаете, я родом из Луганска, там до сих пор живет моя мама – прекрасный город роз и фонтанов! Особенно хорошо, когда там цветут абрикосы!

Пока волонтеры выкапывают яму, Балдин знакомится с ребятами, спрашивает, где они учатся, и угощает мандаринами.

После того, как дерево посажено и полито, Леонид с довольным видом заявляет: проделывать такой путь на инвалидной коляске возможно, но очень тяжело. Поэтому возвращаться домой он будет снова на такси.

– А еще я хочу поехать в планетарий. Ведь люди на инвалидных колясках ездят только в больницы и аптеки...

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.