Харьковские депутаты и зачем мы их выбираем. Инструкция пользователя

2 декабря депутаты 7-го созыва горсовета соберутся в последний раз

В этом месяце к работе должны приступить новоизбранные депутаты областного, городских, районных советов и советов объединенных громад. KHARKIV Today разбирался, как они должны работать и что мы, избиратели, можем от них получить.

В обществе существует немало мифов относительно того, что может, а чего не может делать депутат местного совета. Харьковчане нередко жалуются "своему депутату" на плохую работу коммунальных служб, а других "своих депутатов" благодарят за лавочки у подъезда. На самом деле, коммунальщики и лавочки от местных депутатов зависят очень опосредовано, и повлиять на них они практически никак не могут. 

Что должен делать депутат горсовета?

Самый близкий к харьковчанину представитель власти — депутат городского совета. Раньше были еще советы в каждом районе, но в 2010 году, при мэре Михаиле Добкине, их ликвидировали. У депутатов горсовета есть определенный перечень обязанностей. 

Работать на сессии и в комитете

В Харьковский городской совет избирается 85 человек. На первой сессии они обязаны привести мэра к присяге и выбрать секретаря совета, на второй — принять регламент. В дальнейшем, согласно закону "О местном самоуправлении", могут собираться по мере необходимости, но не реже, чем раз в квартал. Соблюдают эту норму депутаты не всегда. Например, нынешние избранники харьковчан 2 декабря соберутся на сессию впервые с конца августа. Сессии обычно транслируются по телевидению, потому избиратели могут отследить активность депутатов: сразу видно, кто выступает с трибуны и задает вопросы. Важнейшая часть работы депутата тоже происходит на сессии: он голосует за те или иные проекты решений, который подготовили мэр, члены исполкома или сами депутаты.

Каждый депутат входит в какую-либо комиссию, он обязан бывать на ее заседаниях, которые, как правило, проводятся перед сессиями: депутаты рассматривают проекты решений, которые будут вынесены на голосования в соответствии со спецификой комиссий, например, вопрос о бюджете рассматривают на бюджетной комиссии, вопрос о работе водоканала — на комиссии по вопросам ЖКХ. 

Вносить предложения

Большая часть деятельности представителя народа в горсовете скрыта от избирательских глаз – в горсовете он работает всего 1-2 дня в месяц. В другое время  депутат может сам готовить проекты решений сессии, чтобы потом предложить коллегам включить его в повестку дня и проголосовать. Таким предложением, например, депутат может попросить предусмотреть в бюджете деньги на покупку инсулина за счет городской казны, строительство спортзала или ремонт школы. Поддержат его или нет, зависит от того, договорится ли он с большинством. Повестку дня формирует городской голова, потому нежелательный проект могут просто не поставить на голосование. 

Депутаты городских советов редко выступают с инициативами, и не только в Харькове, отмечают эксперты "Института политического образования".

"Депутаты редко используют это право. Исключение составляет небольшой процент решений, которые содержат политические заявления, декларации и требования, подготовленные политическими штабами и "брошенные на места для исполнения". Уверены, что причина является банальной:  депутаты просто не знают, как оформляется проект решения сессии. Вот и получается, что депутаты в лучшем случае ограничиваются  запросами, а в худшем просто предпочитают "сидеть тихо", — резюмируют эксперты института в пособии "Как быть эффективным депутатом".

Обращаться с запросом

Депутат горсовета имеет право подать запрос в департаменты горсовета, коммунальные предприятия, обратиться к мэру и главе облгосадминистрации, знакомиться с любыми официальными документами, которые хранятся в соответствующих органах местного самоуправления.

Потому если избирателю необходимо что-то узнать из официальных документов, например, стоит ли его дом в очереди на ремонт крыши в этом году, это проще и быстрее сделать через депутата.

Общаться с избирателями

Встречи с избирателями — то, чем депутаты охотнее всего занимаются перед выборами. У каждого депутата есть приемная (место предоставляет горсовет), а то и не одна, и как минимум раз в месяц депутат обязан вести прием. Часто они перекладывают эти обязанности на своих помощников. Чаще всего к депутатам обращаются за решением каких-то коммунальных проблем: отремонтировать крышу, установить детскую площадку, заасфальтировать придомовую территорию. Здесь важно понимать, что сам по себе депутат эти вопросы не решит: он может только обратиться в соответствующий департамент или попросить мэра и своих коллег включить проект решения в повестку дня.

Депутат обязан не реже чем раз в полгода информировать общественность о работе органов местного самоуправления. 

"Эту обязанность подавляющее большинство депутатов не выполняет. И это является следствием недостаточной осведомленности самого депутата о работе совета в целом о работе исполкома, исполнительных и других органов совета", — говорят в "Институте политического образования".

Отчитываться о своей собственной работе депутат должен не реже одного раза в год. Он обязан не позднее, чем за 7 дней, сообщить в средствах массовой информации (или другим способом, определенный местным советом) о времени и месте своего отчета. Отчеты харьковских депутатов не найти днем с огнем. Если в других городах они публикуются на сайтах советов, то в Харькове их не предоставляют даже на запрос.

"Мы не нашли никаких отчетов. На официальный запрос в горсовет мы получили ответ, что они не являются распорядителями такой информации, поскольку депутаты не передавали им отчетов, хотя информировали и отчитывались", — заявил на пресс-конференции эксперт общественной организации "Институт республика" Александр Журик, который в 2018 году проводил мониторинг этой работы.

Деньги депутата

Депутаты местных советов, в отличие от народных депутатов, зарплату не получают, так что эту деятельность можно приравнять к хобби. Все, на что они могут рассчитывать — компенсация своих депутатских расходов (покупка канцелярских принадлежностей в приемную, телефонная связь, командировки). Единственный депутат, который получает зарплату — секретарь горсовета. Зарплату ему утверждают депутаты горсовета на сессии, но премии и надбавки выдает единолично мэр. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Битва за Харьков. Как политики сражаются за президиумы 

Существуют еще так называемые депутатские фонды. Это деньги из бюджета, которыми могут распоряжаться депутаты для решения каких-либо срочных проблем. Размер этого фонда горсовет определяет при формировании бюджета. По данным движения ЧЕСНО, в 2020 году спецфонд Харьковского горсовета составлял 5 тысяч гривен на одного депутата. Для сравнения: в Киеве - 645 тысяч гривен, в Виннице — 30 тысяч, а в Херсоне  эту программу горсовет не финансирует.

Чтобы получить эти деньги на решение той или иной проблемы, необходимо обратиться к депутату, он в свою очередь обратится к секретарю горсовета, тот направляет запрос исполкому и Департаменту финансов. И уже они переводят деньги непосредственно избирателю, который попросил материальную помощь или исполнителю работ (например, коммунальному предприятию, которое благоустраивает двор).

Зачем нужны советы области и района?

Районные советы, которых теперь в Харьковской области семь, а также областной совет устроены по такому же принципу, как и совет города (поселка, ОТГ). Депутаты выбирают секретаря, утверждают регламент, работают в комиссиях, собираются на сессии, голосуют за проекты решений, встречаются с избирателями. Разница только в той области, за которую отвечает совет.

Областной совет управляет областными коммунальными предприятиями, распоряжается имуществом  — это могут быть, например, областные больницы. Депутаты утверждают бюджет, который готовят департаменты облгосадминистрации, распределяют средства на социально-экономические программы — это может быть строительство дорог областного значения или дотация для ОТГ.

Депутаты облсовета контролируют главу облгосадминистрации. Поэтому губернатору важно ладить со всеми фракциями — в противном случае ему могут объявить недоверие. Если за это проголосует 2/3 совета, глава ОГА должен отправиться в отставку. Такое уже было в истории Харьковской области: в феврале 2010 года совет выразил недоверие губернатору Арсену Авакову. Правда, ему удалось оспорить решение в суде.

Районные советы занимаются тем же самым, что и областной, только на уровне районов. Предполагалось, что в 2021 году все финансовые полномочия перейдут к ОТГ, а районы будут просто передавать имущество на баланс громад, а потом самоликвидируются. На деле же нам еще предстоит жить с райсоветами немало времени. ОТГ не всегда способны самостоятельно содержать больницы, школы, дороги районного значения и другие объекты. Для этого пока что существуют районные бюджеты. 

Автор: Елена Павленко