Новые горизонты. Дизайнер разработал дрон для орошения полей и перевозки органов
Харьковчанин Виктор Пузур, громко заявивший о себе год назад на престижной дизайнерской выставке в Милане, взялся за создание беспилотников. Его оригинальный дрон попал в финал конкурса, который в Великобритании проводила компания Airbus.
Не стремительная искусственная птица, а изящная летающая тарелка-беспилотник дизайнера Виктора Пузура разрушает все привычные ассоциации. Его уникальный проект – один из 425, принимавших участие в конкурсе, который проводил мировой лидер самолетостроения Airbus. Сейчас авиакомпания остро заинтересована в запуске дронов, которые могли бы выполнять транспортные задачи – перевозить грузы весом до 5 кг на расстояния в 100 км. В итоге в финал из заявленных работ попало всего 167, среди них и проект харьковского дизайнера.
Конкурс проходил в несколько этапов в течение трех месяцев. Организаторы состязания поставили перед участниками серьезные задачи. У летательного аппарата должно быть не менее шести винтов, которые смогли бы вертикально поднимать его в воздух, и четыре винта, обеспечивающие дрону хорошую крейсерскую скорость во время полета.
"Мы высчитывали по формулам аэродинамические свойства, что помогло понять, сможет ли наш беспилотник взлетать. Поэтому и выбрали для формы дрона диск, что позволило при небольших габаритах иметь максимальную площадь крыла. Я как дизайнер в проектировании ищу эстетику формообразования изделия, поэтому по многим инженерным вопросам, таким, как целесообразность хвостового оперения и достаточная площадь крыла, мне во многом помогли наши инженеры из «ХАИ». По поводу окраски беспилотника были разные варианты, но я решил окрасить дрон в цвет лондонского такси – это все-таки средство перевозки. Хотя, как правило, для летательных аппаратов используют белый или серебристый цвета", – вспоминает Виктор Пузур.
Затем все проекты загрузили онлайн, и профессионалы в сфере аэроконструирования принялись изучать их и предлагать правки. Так участники состязания до того, как жюри начало работу, смогли исправить ошибки и убрать недостатки.
"Это не было состязание концепций, задача конкурса – найти реальный, работающий проект. Для компании Airbus, которая зарабатывает на продаже самолетов, важен результат. Когда я сделал свой беспилотник, мне задали уйму вопросов. Последний штрих – нужно было найти аккумуляторы, благодаря которым дрон смог бы лететь 100 км. Я использовал китайские", – рассказывает Виктор Пузур.
Хотя харьковскому дизайнеру не удалось победить в конкурсе, но приобретенный опыт Виктор называет колоссальным. В состязании участвовали очень сильные соискатели, были среди конкурентов даже ребята из NASA. А еще за дронами, которые скоро появятся в гражданской авиации, будущее, уверен Виктор. Беспилотники смогут выполнять не только функцию почты, оперативно перевозя посылки из одного города в другой, но и орошать поля, справляясь даже точнее самолетов.
"Их смогут задействовать в транспортировке медикаментов или органов для трансплантации из одной клиники в другую, когда необходимо перевезти груз, минуя пробки и не поднимая в воздух вертолет. Мой дрон – 2 м 20 см, есть беспилотники длиной до 4 м – в любом случае, это небольшой летательный аппарат, который может практически где угодно вертикально приземлиться и так же взлететь", – пояснил Пузур.
Сейчас проектом харьковчанина заинтересовались за рубежом, но как сложится судьба украинского беспилотника, его автор не загадывает.