Попытка взлета. Как сейчас обстоят дела на авиазаводе в Харькове
О том, что Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) оказалось в сложной ситуации, заговорили во всеуслышание в 2015 году, когда с пикетами стали выходить работники предприятия.
Люди требовали выплатить зарплату (задолженность на апрель составляла около 40 миллионов гривен) и загрузить завод заказами. Как выяснилось, ХГАПП фактически простаивало с 2014 года. С 2010 по 2014 Харьковский авиазавод, специализирующийся на построении Ан-74, Ан-140 и ХАЗ-30, сдавал по одному самолету в год, в 2015 году – ни одного.
Тогда работа авиационного гиганта практически остановилась. 15 июня 2015 года предприятие передали в структуру ГК «Укроборонпром». На днях заместитель Министра экономического развития и торговли Украины Юрий Бровченко заявил, что ситуация на заводе улучшилась.
- Мы имеем потенциальных инвесторов, заинтересованных в производстве самолетов, в том числе - АН-74. Завод уже работает и надеемся, что в ближайшее время он запуститься более мощно и будет достойно представлен на международном рынке, - сказал Бровченко.
Однако пока цеха огромного предприятия все также пустуют. Из 2800 сотрудников на завод по мере надобности выходят около 800, график работы – два дня в неделю. Средний возраст работников – 56 лет, практически вся молодежь ушла. Чтобы не наращивать долги, авиазаводу приходится экономить даже на электроэнергии.
- В наших цехах находятся 70 незавершенных самолетов. Стоимость одного порядка 130 миллионов, а после 2008 года покупки закончились, - рассказал KHARKIV Today советник генерального директора ХГАПП Сергей Цвек. - Харьковский авиазавод находится в производственной основе технологического кластера. 67% комплектующих находится в России и на сегодняшний момент, к сожалению, альтернативы нет.
Помимо производства завод содержит также взлетно-посадочную полосу. Терминал, который был обустроен к Чемпионату мира по футболу Евро – 2012, работает автономно. Сейчас сюда чаще всего прилетают борты с ранеными военными с Донбасса.
На территории взлетной полосы стоит уникальный самолет АН-74 производства ХАЗ. Машину, которая нужна для работы на неподготовленных аэродромах (в пустынях или на горах), приобрел Казахстан. Сейчас она используется Министерством внутренних дел – Нацгвардией страны.
- Мы сюда приезжаем каждые 8 – 9 месяцев на обслуживание. Нас все устраивает, а сам самолет очень хорош в эксплуатации, - рассказывает бортовой капитан Нурбек Курмашев. – Здесь есть 36 пассажирских мест, если их сложить, то в самолет легко входит легковая машина. Мы сотрудничаем с того момента, как приобрели самолет. Также приезжаем сюда на переобучение с 2011 года.
Руководство ХГАПП уверено, что проблему предприятия можно решить только через политическое решение, поэтому обратилось за помощью к нардепам. При хорошем финансировании - говорят на ХАЗ - предприятие уже через несколько лет сможет выйти на международный рынок.
- Мы просим не списать, а реструктуризировать задолженность завода, - говорит Сергей Цвек. – И просим у государства 200 миллионов гривен для того, чтобы раскрутиться. Сегодня в Украине есть две сборочных площадки – «ХАЗ» и ГП «Антонов». У последнего существует доходная часть в виде Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия». «Антонову» государство уже четыре раза списывало долги.
По его словам, на данный момент предприятие имеет около 4 миллиардов гривен задолженности, это - заработная плата, долги перед кредиторами и фондами, а также невыплаченные обязательствами перед поставщиками.
Помочь решить проблему Харьковского государственного авиационного производственного предприятия пообещал народный депутат Роман Семенуха.
«Я буду озвучивать проблему авиазавода в Верховной Раде и ставить вопрос поддержки предприятия на голосование нардепов, ведь предприятие, которое изготавливает уникальные самолеты - это гордость Харькова», - сказал Семенуха.