Из Алексеевки на Салтовку – по зеленой набережной
Архитекторы и дизайнеры рассказали, как превратить свалки и гаражи вдоль рек в зону для прогулок, спорта и творчества.
Авторы проекта «Зеленые коридоры» предлагают реконструировать 430 гектаров промышленных зон у берегов харьковских рек. Вместо заросших сорняками пустырей, свалок и гаражей архитекторы и дизайнеры спроектировали длинную набережную, которая свяжет Алексеевский лугопарк через сквер «Стрелка» с Гидропарком на Салтовке.
20 парков вдоль рек
В Харькове могла бы появиться непрерывная набережная вдоль рек Харьков, Лопань, Уды и Немышля протяженностью 58 километров. Четыре реки соединяют основные районы города, поэтому их берега как огромная рекреационная зона способны привлечь в город дополнительные инвестиции.
Проект «Зеленые коридоры» родился в недрах архитектурного бюро Drozdov&Partners почти случайно: проектировщикам поступил заказ на обустройство территории вокруг спорткомплекса «Акварена». Он примыкает к набережной Лопани, поэтому архитекторы постарались обыграть в проекте водный ресурс.
– Это был чудесный повод подумать о том, что вокруг, – рассказал основатель Drozdov&Partners Олег Дроздов. – Главное преимущество Харькова в том, что он – не законченный. Здесь очень много недоделанных дел, амбиций, которые начинались, но ничем не заканчивались. В этом контексте это город больших возможностей.
Архитекторы и дизайнеры придумали устроить на набережных харьковских рек 20 парков, отреставрировать мосты, обустроить велодорожки и пешеходные зоны и соединить зеленым коридором набережную с садом Шевченко. Когда авторы проекта начали искать пути реализации, оказалось, что похожая инициатива в городе уже есть. Четыре года назад общественная организация «Другой путь» разработала проект «Зеленая сеть»: 11 километров вело- и пешеходных дорожек должны были соединить «Стрелку» и Салтовку. Тогда их в горсовете «отфутболили». Облекались эти посылания в такие выражения: «Один проект – это мало для города, вот если бы вы сделали комплексный проект, то мы бы его рассмотрели!».
– После первого скепсиса мы задумались: а вдруг эта задача действительно имеет решение? – говорят в общественной организации.
Начали исследовать набережные Харькова, Немышли, Лопани и Уд. Оказалось, что территория вдоль рек включает 36 % всех зеленых пространств города, и при этом фактически не приносит Харькову никакой пользы.
– В Харькове 150 километров рек и ручьев. Они имеют самый большой потенциал для развития зеленого каркаса. Единственный незатратный способ их содержать – использовать этот потенциал. Сейчас многие из этих территорий не имеют зафиксированных границ – это какое-то облако в штанах, – рассказала Марина Крячко, ландшафтный дизайнер и руководитель исследовательской группы «Другой путь».
Исследователи выяснили, что из этих 150 км бассейна рек и ручьев 12 км заняты гаражами и свалками, еще 12 – спрятаны в трубу и 23 км относятся к территории промышленных предприятий.
Чтобы навести порядок на берегах, «Другой путь» и Drozdov&Partners объединили усилия и пригласили проектировщиков, активистов и чиновников из горсовета обсудить идею.
Парк индустриального периода VS Парк современного человека
Перспектива иметь в городе огромный вытянутый в разные районы парк очень понравилась общественникам, в частности – велосипедистам. Хотя «зеленые коридоры», по их словам, не отменят велодорожки на шоссе.
– Зеленые зоны – это классно с точки зрения того, что не надо брать машину и везти детей за город, чтобы там кататься, – считает один из лидеров харьковского велодвижения Михаил Калужинов. – Велодорожки в зеленых зонах – это, прежде всего, фитнес, но для передвижения по работе или по делу они нужны вдоль автодорог, вдоль проспектов.
Руководитель мастерской «Харьковпроект» Валерий Пономарев предположил, что идея «зеленого коридора» может стать частью генплана.
– Это не европейское ноу-хау, это наша старая советская практика градостроительства. В советских генпланах были очень серьезные расчеты по зеленым насаждениям, были многотомные исследования, которые становились основой для следующего этапа градостроительной документации. Внести эту разработку в генплан необходимо, – заявил эксперт.
А вот чиновники, как и 4 года назад, восприняли предложение скептически. Директор Департамента по делам семьи, молодежи и спорта Алексей Чубаров полагает, что содержать такую большую зеленую зону будет дорого.
– Однозначно, создавая эти коридоры, мы столкнемся с приведением в порядок территорий и ограниченности ресурсов – расходы будут большими. В плане развития города это интересная вещь. Но есть и вопрос содержания, потому что велика опасность вандализма. Например, мы поставили спортивную площадку на Салтовке, прошло три дня – процентов 60 % оборудования было сломано, – рассказал чиновник.
Создатели проекта возражают: деньги на его реализацию есть. Просто их пока тратят не туда, куда нужно. Марина Крячко приводит пример: за 600 миллионов гривен, которые горсовет в прошлом году потратил на ремонт сада Шевченко, в Париже построили с нуля новый парк на месте железнодорожного депо. В Харькове высадили 24 тысячи однолетних растений, срок жизни которых – три месяца. В Евросоюзе давно отказались от однолетников в пользу многолетних цветов и трав, которые не требуют ухода.
– В современном мире идет переход от парка культуры и отдыха, где человека все время развлекают каруселью или пивом, к парку, где сама природа является основным ресурсом, – говорит Марина Крячко. – В индустриальную эпоху у человека был совсем другой образ жизни: он спал в спальном районе, потом ехал на работу, а в выходные отправлялся в парк, чтобы купить отдых, там ему продавали сладкую вату и катали на карусели. Человек постиндустриального общества живет по-другому – он работает все время, с ноутбука или телефона он может включиться в работу в любом месте, в том числе в парке.
Тем временем в горсовете нашли и другое возражение – юридического характера.
– Мы попытаемся это рассмотреть в контексте генерального плана, но есть юридические моменты, возможно, на следующих этапах разработки мы можем это обсуждать. Большинство этих территорий – это земли лесхоза, который находится в подчинении Кабмина, а это значит, что финансирование может идти только через государственный бюджет или деньги спонсоров, – заявила и. о. директора Департамента градостроительства и архитектуры Екатерина Пилявская.
Решили, что инициатива «зеленых коридоров» должна превратиться в проект в рамках одной из городских программ – только в этом случае у нее есть шанс на поддержку горсовета. Скорее всего, пойдут по пути поиска спонсоров – от высадки однолетних клумб на миллионы гривен в пользу цивилизованных парков чиновники отказаться не готовы.